Школа-интенсив «Я в мире, мир вокруг меня»

Летний пришкольный профильный отряд старшеклассников
«Школа-интенсив «Я в мире, мир вокруг меня»

Появление идеи

Д.В. Верин-Галицкий. «В марте 2013 года у меня весьма спонтанно возникла идея организации и проведения летней школы-интенсива для старшеклассников. Эта школа в моих представлениях должна была стать погружением в область психолого-педагогических знаний, способствующих формулированию ответов на актуальные для ребят старшего подросткового возраста вопросов «кто я», «какой я», «в чем заключаются особенности подросткового возраста», «особенности пола», «влияния социума на личность» и пр.

А как возникла идея, она весьма быстро стала «обрастать» нюансами. Так занятия обязательно должны вести разные интересные люди, а не только я. В этой школе не ставят отметок и ребятам-участникам очень комфортно, каждый имеет право на своё суждение, никто не осудит за «корявость» этого суждения и никто ни на кого не давит  «авторитетом». Но при этом, кроме самих занятий в этой школе должно быть много яркой, насыщенной  и настоящей Жизни, чтобы эмоционально всё происходящее для участников школы было таким, чтобы сюда хотелось приходить, находиться рядом со своими новыми и старыми друзьями, получать удовольствие от общения с преподавателями.

Еще одной важной составляющей такой школы являются  коллективные творческие  дела, позволяющие создавать ситуацию совместной деятельности, имеющую общую для всех цель, происходящую для всех участников на одном пространстве, а результат этой деятельности – вполне реальный материальный продукт детского творчества. Здесь смотрят фильмы, заставляющие думать, и обсуждают их. Здесь учат песни, а потом поют их хором. Здесь много самых разных игр, в которых участвуют все: и интеллектуальных, и спортивных, и просто таких, которые доставляют радость.  Одним словом, эта школа-интенсив должна для всех её участников стать опытом и «другого» образования, и, да простят меня коллеги-педагоги, опытом «другой» школьной жизни.

Название придуманной Школы тоже возникло сразу, практически одномоментно с самой идеей, поскольку эту самую идею и отражало – «Школа-интенсив «Я в мире, мир вокруг меня».

Собственно нового я ничего не придумал. Все формы педагогической работы, которые я планировал использовать в работе Школы, давным-давно известны. Велосипед изобретать не собирался, и уж тем более не стану претендовать на инновационность. Просто знаю, что шелуха, а что нет, что работает на развитие и взросление ребенка, а что их тормозит.

Ну а если совсем честно, мне самому очень хотелось прожить период этой придуманной мной «Школы» вместе с детьми по-другому. Так, как уже практически не живут. И так, как жить, на мой взгляд, педагогически правильно.

Идейно, эта Школа весьма органично вписывалась в проект «Стать Человеком» (http://статьчеловеком.рф/), родившийся весной-летом 2012 года, объединивший и мою педагогическую веру,  и несколько направлений моей педагогической деятельности. Соответственно, эта Школа должна была стать логичной частью проекта «Стать Человеком». Что в итоге и произошло: Школа-интенсив «Я в мире. Мир вокруг меня» в проекте «Стать Человеком» заняла достойное место.

Мне сразу было понятно, что какой-то финансовой поддержки моей «прудумки» не будет, поэтому сразу необходимо было понять, каким образом это можно будет всё осуществить. Т.е. на какие ресурсы я могу рассчитывать.

Одно из того, что меня очень сильно огорчает в современном образовании, то, что куда не ткнись – деньги.

- Ребята, вы хотите вот это?
- Хотим!
- Это будет стоить вот столько (далее звучит стоимость).
- А хотите вот это?
- Хотим!
- А это будет стоить вот столько (снова звучит стоимость)

Деньги, деньги, деньги…

Вроде бы всё легко и логично объясняется, что бесплатно никто не будет работать… А ведь, когда посредником между учителем и учеником становятся деньги, отношения между ними приобретают совершенно другой характер и «родительская функция учителя», о которой в начале XXвека писал М.М. Рубинштейн[1] как таковая перестаёт существовать. И отношения приобретают характер «услуга-потребитель». Но ведь такие отношения совершенно чужеродны для русской школы! Для меня всё-таки ближе когда «глаза в глаза» и когда «душа с душою говорит»… Учитель он же в первую очередь для ребенка источник ценностного опыта, а эта его ипостась априори не может сосуществовать на одном пространстве с денежными отношениями между учителем и учеником. Так я считаю. И в пединститут я когда-то в 1987 году поступал, чтобы стать Учителем. Чтобы «глаза в глаза»… И мне сейчас от всего этого и многого другого, что я вижу вокруг себя в нашем обществе и  образовании как отражении этого общества, очень и очень не комфортно…[2]

Поэтому для меня изначально было очень  важно: наша Школа для ребят (а соответственно их родителей) должна быть бесплатной. Что в конечном итоге и получилось.  Родители оплачивали лишь питание (обед). Если бы получилось сделать так, чтобы и питание для участников Школы стало бесплатным, то моё личное удовлетворение было бы еще более высоким. Что касается ребят, которые растут в ситуации, когда в школах денежные сборы на всё-и-на-вся давно стали нормой,  то они бесплатное питание оценят. Я совершенно в этом уверен. Кто-то скажет, что это мелочь? Нет, не мелочь, именно из таких мелочей и складывается отношение детей ко-взрослым. В ситуации такой Школы, это очень важно.

И прежде чем, мы вам раскроем свои секреты организации Школы и расскажем о наших ресурсах, благодаря которым Школа состоялась, представим то, что в конечном итоге у нас получилось».

Некоторые формальности

Цель Школы-интенсива «Я в мире, мир вокруг меня»: путем погружения в область психолого-педагогических знаний в процессе различных форм познавательной деятельности  сформулировать ответы на актуальные для детей старшего подросткового возраста вопросы (об особенностях подросткового возраста, особенностях пола, влияниях социума на личность и пр.).

Формы работы:  лекции, беседы, диспуты, тренинги, спортивно-развивающие занятия, коллективные творческие дела.

Участники:  ученики 9-х–11-х классов.

Период  работы Школы-интенсива:  1 – 12 июля 2013 года.

Руководитель Школы-интенсива:  Верин-Галицкий Д. В., учитель МБОУ СОШ № 32 г. Хабаровска

Преподаватели: приглашенные преподаватели ВУЗов, работники социальных служб, тренеры-психологи. 

Питание: одноразовое (обед) в школьной столовой, 100 р/день * 10 дней = 1000 р на одного ребенка, оплата за счёт родительских средств.

Недельный режим работы:  понедельник-пятница с 9.00 до 15.00.

Ежедневный режим работы:

9.00 – 9.30
9.35 – 11.05
11.15 – 12.45
12.45 – 13.10
13.10 – 13.30
13.30 – 15.00
15.00 – 15.15

спортивно-развивающее занятие;
первое занятие;
второе занятие;
игры-тренинги;
обед;
третье занятие;
«эмоция дня» (рефлексия)

Правила для участников Школы-интенсива:

  • Во всех наших занятиях участвуют все. Никто не отсиживается в сторонке, уединившись со своим смартфоном или просто стесняясь выполнять то или оное задание.
  • Одежда, в которой мы приходим в нашу Школу демократичная, легкая, предполагающая возможность выполнения спортивных упражнений. Верх: футболка или блузка, грудь, живот и поясница закрыты. Низ: легкие брюки, бриджи, спортивные лосины. Обувь легкие кроссовки или балетки. Предусмотреть возможность занятий босиком (в носках).
  • Каждый уважает каждого.
    • Мы не опаздываем. В 9.00 мы начинаем нашу работу. Опоздание – признак дурного тона и неуважение к участникам и преподавателям Школы.
    • С 9.00 до 15.00 действует ограничение на использование средств коммуникации (телефоны, смартфоны, планшеты и пр.) Во время самих занятий все эти устройства должны быть отключены и убраны, а пользоваться ими можно лишь во время кратковременного отдыха между занятиями или во время обеденного перерыва. Не забывайте, что использование телефонов во время занятий – это признак неуважения к участникам и преподавателям.
    • В общении друг с другом мы не сквернословим, не хамим ни участникам, ни преподавателям.
    • В дискуссиях мы не перебиваем друг друга, даём возможность высказаться каждому. Помним, что нет людей лучше или хуже, есть разные люди с разным мнением.
    • Во время занятий у нас не появляется срочных дел, из-за которых необходимо выходить из аудитории. Если же вдруг (вдруг!!!) такая необходимость возникла (но лучше, чтобы она не возникла), вы потихоньку, на цыпочках, не отвлекая преподавателя и ребят от работы, совершенно незаметно выходите, а по возвращении точно так же незаметно заходите и занимаете своё место.
  • В конце каждого дня мы пишем «эмоцию дня» — небольшой эмоционально-аналитический текст о прошедшем за этот день. Обязательно пишем и не сачкуем :)
  • Все участники Школы согласно жеребьевке распре­деля­ются по дежурствам. Задача дежурного заключается в помощи руководителю в подготовке аудитории к очередному занятию, а после окончания всех занятий необходимо вымыть пол в аудитории и подготовить её к следующему дню.
  • Во время Школы могут появиться новые правила, которые могут предложить сами участники или руководитель. Главное требование к этим правилам: они должны быть разумны, то есть не противоречить здравому смыслу.

Буклет-памятка участнику Школы-интенсива «Я в мире, мир вокруг меня»

 

Ну, а как проходили наши Школы, смотрим:

Школа-интенсив «Я в мире, мир вокруг меня» — 2013

Школа-интенсив «Я в мире, мир вокруг меня» — 2014

 

Рефлексия руководителя (Верин-Галицкий Д.В.)

К сожалению, реалии современного образования таковы, что тем педагогам, которые действительно что-то могут делать именно для Образования детей, т.е. могут продуктивно с ними работать не только в направлении вкладывания в их головы различной учебной информации, часто совершенно ненужной ни для их самореализации, ни для жизни среди людей, ни для того, чтобы считаться человеком образованным (из образования как процесса ведь вовсе не следует образованность как свойство человека),  приходится попутно везти на себе огромный воз совершенно ненужной, а часто просто тупой, отнимающей драгоценное время работы, от которой Образованию (направленному именно на образованность и формирование ценностного пространства ребенка), как говориться, ни холодно, ни жарко. Работы, большей частью направленной на обслуживание чиновничьего аппарата и всех тех, кто крепко-накрепко присосались к образованию, и эксплуатируют его для достижения своих, весьма прагматических и совершенно не высоких целей, а таких присосавшихся  за последние двадцать лет (после 1991-го года) стало как-то слишком много.

Такая, непонятная своим смыслом (а порой вступающая в противоречие не только с аксиомами воспитания и обучения) псевдопедагогическая работа отнимает не только время, но и силы от того, чем я действительно должен заниматься. Ведь для меня Образование не во внешней шелухе, которой кругом тоже стало слишком много, и этот снежный ком стремительно растет (но ведь когда-то он должен развалиться и рассыпаться в прах!), а в том, что останется в наших детях после завершения основного школьного образования, на тот момент, когда оно будет завершено, и когда шелуха отпадёт за ненадобностью. Что останется тогда?

О том, какой я видел на этапе своего фантазирования нашу Школу-интенсив, мной рассказано в начале этой статьи. Ориентировался  я в своих фантазиях, прежде всего на то, что я могу делать с детьми сам. Например, организовать коллективные творческие дела, чтобы они действительно были КТД, а не нудным отбыванием детьми времени. Например, продумать и провести физкультурное начало каждого дня, чтобы повторений не было, и на традиционные уроки физкультуры это похоже тоже не было. Например, устроить песенный круг, чтобы ребята потихоньку-потихоньку  тоже начали петь. Просто всё организовать так, чтобы наше время в период Школы не тратилось впустую, и пространство было заполнено максимально – тоже могу. Но как быть с преподавателями, которых должно быть много и разных? Возможности пусть даже самой небольшой оплаты их работы у меня нет и едва ли до начала нашей Школы-интенсива она бы  появилась, поэтому надо было искать тех, кто с нами стал бы работать на безвозмездной основе.

Когда ты чего-то очень сильно хочешь сделать, и делишься своими мыслями с людьми, обязательно кто-нибудь подскажет, что и как сделать лучше, или с кем стоит встретиться, чтобы это «лучшее» получилось. Так меня люди вывели на Колмыкова Владимира Васильевича, начальника отдела психологической подготовки   Дальневосточного филиала ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС РФ» и Гориславец Екатерину Геннадьевну специалиста Хабаровского Краевого молодежного социально-медико-педагогического Центра «Контакт» и они в период Школы-2013 и Школы-2014 очень продуктивно с нами поработали. И Владимир Васильевич, и Екатерина Геннадьевна  это специалисты, которым по роду своей основной деятельности необходимо работать с населением.

 А еще очень важно, чтобы вокруг были такие люди, к которым ты можешь обратиться за помощью, и тебе не откажут. Причем, для предстоящего нового для всех нас дела было очень важно, чтобы это были люди, которым есть о чем сказать детям подросткового возраста.  И такие люди вокруг меня есть.  Так в нашими преподавателями стали Ткач Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ДВГГУ, Москвина Наталья Борисовна, доктор педагогических наук, профессор ДВГГУ, Ткач Роман Сергеевич, кандидат педагогических наук, декан факультета физвоспитания и спорта ДВГГУ, Нозикова Наталья Валентиновна,  кандидат психологических наук, ДВГГУ.

Еще среди таких людей, к кому я могу обратиться, есть Костюков Александр, молодой, но весьма успешный бизнес-тренер, имеющий за плечами большой прежний опыт работы с детьми в Краевом детском центре «Созвездие». 

Согласитесь, ведь если очень внимательно посмотреть по сторонам (если конечно ты очень хочешь это сделать), то обязательно можно найти интересных людей, у которых есть с чем прийти к подросткам.

Во многом совершенно замечательной атмосферу Школы-2013 делала студентка II курса ДВГГУ Михеева Юля, которая годом раньше выпустилась из нашей же средней школы № 32. Когда ещё в апреле, накануне первой Школы, я рассказал Юле о своей затее, она сразу меня поддержала и сказала, что обязательно примет участие в работе Школы.

Я очень благодарен всем, кто с нами работал на протяжении Школ обоих сезонов! Большое вам всем спасибо!

Так же я благодарен директору нашей общеобразовательной школы № 32 г. Хабаровска Полюдченко Наталье Сергеевне, которая приняла мою идею, поверила в неё и поддержала нас».

На что мы ориентировались при организации Школы-интенсива?

1)  Темы занятий должны для ребят быть актуальны. Таких тем очень много, выбрать есть из чего. Стоит лишь чуть оглянуться вокруг.  Либо тему важную для подростков с точки зрения взрослых, повернуть к ним так, чтобы её актуальность для них проявилась.

2)  Преподаватели, которых мы приглашаем, должны быть интересны детям, хорошо ориентироваться в своём учебном материале, легко включать ребят в работу. Преподаватель сам выбирает тему занятий, исходя из идеологии Школы-интенсива («Я в мире, мир вокруг меня») с которой ему комфортно работать, руководитель Школы лишь координирует темы, чтобы они не повторялись, а так же следит за тем, чтобы в то время, когда преподаватель выйдет с этой темой на подростковую аудиторию, данная тема была уместна.

3)   Мы не используем никаких тетрадей и ручек для конспектирования речи преподавателей (нам экзамены не сдавать), вся работа происходит только «глаза в глаза».

4)   Чем больше тренинговых форм в занятиях, тем лучше.

5)   Должно быть много игр (арсенал таких игр огромен и неплохо описан, например, в различных методиках вожатской работы).

6)  Для проведения спортивно-развивающего блока занятий хорошо использовать различные спортивные игры и упражнения, например, скакалка простая, скакалка большая (многоместная), дарц, бадминтон, «третий лишний», «летающая тарелка», волейбол в кругу, различные упражнения с футбольным (волейбольным) мячом и пр.

7)   Педагог-организатор Школы должен быть максимально включен в детские игры, которые он организует и проводит («на этот период мы все проживаем одну жизнь»). Например, в игре «Третий лишний» наравне с ребятами участвовать в игре. Либо, если не позволяет наравне с детьми  бегать здоровье педагога, то обязательно быть включенным в процесс в роли судьи или комментатора, или того и другого одновременно.

8)   Формы работы должны чередоваться, чтобы не подкрадывалась усталость. Важна динамика всего процесса и контроль над тем, чтобы этот процесс не стал вялотекущим.

9)   В конце каждого рабочего дня Школы обязательно выделять немного времени, чтобы каждый смог осмыслить и заново пережить прошедший день. В нашем случае такое осмысление и вербализация прошедшего проходило через написание небольших текстов, которые мы называем «эмоция дня».

10)   Для проявления активности и творческих способностей ребят, формирования навыков работы в коллективе,  обязательно использование такой формы педагогической работы как коллективное творческое дело (КТД). При организации КТД стоит помнить, что КТД – это, прежде всего, деятельность, имеющая общую для всех цель, происходящая для всех участников в одном времени и одном пространстве, а результатом этой деятельности должен стать вполне реальный материальный продукт детского творчества, по отношению к которому ребята, оглядываясь на проделанную работу, с гордостью могут сказать: «Мы сделали это!»

11)  При проведении коллективных творческих дел желательно делить ребят на группы по 3-4-5 человек (не более пяти), чтобы была максимальная включенность всех участников, и никто не отсиживался за спинами своих товарищей. Мы  считаем более правильным в таких делах разводить друзей и подруг по разным группам, перемешивая детей из разных классов или микрогрупп. Если педагог объяснит ребятам свой мотив такого «авторитарного» деления (например, «чтобы ребята лучше познакомились друг с другом»), то, как правило,  никаких обид не возникает. Перемешивать незнакомых ребят нужно не только для знакомства, а еще и для того, чтобы ставить их в ситуацию, когда они вынуждены в новой группе начинать делать то, чего прежде не делали (не было необходимости, рядом были те, кто это делает лучше и делали они и т.п.)  

В первую неделю работы нашей Школы-2013, мы работали над КТД с очень красивым названием: «Школа, которая мне снится». Формулировка этого названия заимствована от названия одного из педагогических произведений Владимира Ланцберга[3]. По форме это КТД было создание большой красочной настенной газеты, над которой работали три группы ребят. Каждая группа делала свою часть, а потом мы их объединили в одну большую четырехметровую газету под общим названием. Одним из требований к этой работе было исключение использования информационных технологий, материалы только бумага, краски, клей цветные карандаши, фломастеры.

К этому КТД текстовые материалы были приготовлены еще в учебном году. Перед летними каникулами в мае восьми- и девятиклассниками были написаны тексты на тему «Школа, которая мне снится» небольшие тексты. Это могла быть фантазия о какой-то школе Мечты, или это мог быть анализ проблем, которые есть в своей школе, или… жесткие рамки не задавались, просто дети писали текст на заданную тему. А каким уж станет этот текст, то таким он и станет. Восьми- и девятиклассники народ весьма конкретный, и в большинстве своём они вывалили всё, что им в нашей общеобразовательной школе не нравится, и что они хотели бы изменить. Текстов этих было много, то есть содержательная часть практически была готова. Причем каждый текстовый фрагмент был не какой-то там безымянный, а подписан вполне реальными именем-фамилией и дети, когда писали, были осведомлены для чего это нужно.

Второе КТД Школы-2014 мы делали уже под конец работы нашей Школы, и посвящено оно было самой Школе. Эта большая настенная газета называлась «Школа-интенсив «Я в мире, мир вокруг меня» – как это было». К этому времени у нас накопилось немало фотографий, а так же текстовых «эмоций дня», то есть каждый день, они готовили текстовый материал для заключительной газеты. Эта газета так же делалась без использования информационных технологий, за исключением печати фотографий.

Во время Школы-2014 КТД было одно, оно называлось «Информационные технологии: «За» и «Против». Для этой большой пятиметровой газеты также детские тексты были написаны во время учебного года. И текстов было очень много. Сложность была в сортировке, чтобы постараться одну и ту же мысль дважды не повторять.

12)   Если есть возможность организовать «песенный круг» (например,  в случае если сам руководитель (или кто-то из ребят)  поёт и аккомпанирует себе на музыкальном инструменте), то это обязательно надо делать. Обязательно! Совместное пение делает ребят ближе друг другу. Первоначальное детское стеснение весьма быстро проходит и уже к третьему дню поют все.

13) При организации Школы одним из важных является вопрос продолжительности. Определяя количество дней очень важно, чтобы их было ровно столько, чтобы программа была насыщенной, процесс не был вялотекущим, по завершении всем участникам не хотелось расставаться, но расстаться необходимо, чтобы не наступила усталость и от происходящего, и друг от друга. Необходимо сбалансировать все процессы, чтобы не было перегруза, недогруза, отсутствовало свободное время для ничегонеделания, но при этом не забывать и про то, что всего должно быть в меру. У нас было 10 дней – две недели по пять дней. Полагаем, что для городского формата Школы-интенсива, проводимой на территории общеобразовательной школы или подросткового клуба, этого достаточно.

14) О финансах. Очень важным является вопрос финансирования. Основные статьи расходов (предполагаем, что действие происходит на «своей» территории  и оплачивать аренду  не надо): оплата работы преподавателей, расходные материалы на коллективные творческие дела, питание участников Школы.

Рассмотрим три подхода.

Подход первый. Финансов нет никаких и возможности их появления тоже нет – это наш случай. Преподаватели: надо искать таких, которые согласились бы провести свои занятия на безвозмездной основе. В первую очередь это работники социальных служб, которым по роду своей деятельности необходимо работать с населением (различные молодежные центры социальной и психологической помощи, психологические службы МЧС и пр.).  Во вторую очередь это знакомые-друзья педагога-организатора Школы, которые рады помочь, и готовы провести по одному-два занятия бесплатно.   Этот подход хорошо использовать для первого опыта проведения Школы. Питание участников – по договору со школьной (или близлежащей) столовой, эту статью расходов, надеемся, родители участников оплатят без проблем. Расходы на настенные газеты (КТД): покупка бумаги и печать фотографий. А карандаши, фломастеры, краски ребята могут принести свои.  При минимуме финансов, если что-то вдруг пойдет не по запланированному сценарию, то краснеть перед тем, кто давал деньги, не придётся, поскольку таковых нет.

Подход второй. Идти официальным путем и оформлять Школу как пришкольный лагерь на хозрасчетной основе. Предварительно (например, за полгода до Школы) стоит провести PR-акцию самой Школы-интенсива, директора общеобразовательной школы, где Интенсив будет проводиться (это политически важно!) Расчеты на работу Школы-интенсива сделать просто (оплата приглашенных педагогов, питание участников, накладные расходы). Такой путь возможен, но он не наш. Выше мы говорили о том, что для нас было важно сделать так, чтобы школа для ребят и их родителей была минимальнозатратной.

Подход третий. Искать организацию, которая даёт гранты на социальные проекты. Писать заявку и обоснование на получение гранта и при удачном стечении обстоятельств получить грант на проведение Школы.

 

Одним из итогов Школы стало появление статьи «Школа-интенсив «Я в мире, мир вокруг меня». Эта статья была опубликована в следующих журналах:

 zamilova_ctatya_ya_v_mire_2013А участница Школы-2013 Анастасия Замилова свою статью  представила в газете «Голос поколения» Хабаровской  городской молодежной редакции.


[1] Рубинштейн М.М. Проблема учителя: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с. Стр. 47.

[2] О некоторых видимых проблемах современного российского образования см. Д.В. Верин-Галицкий. «Каким быть современному учителю?». Журнал «Директор школы». Издательство «Сентябрь».  Москва. № 1,2012 г. С. 17-23. «Журнал руководителя управления образованием», Москва. № 1,2012 г. http://статьчеловеком.рф/?page_id=220

[3] Владимир Исаакович Ланцберг (1948-2005) – российский бард, писатель, поэт, педагог. Один из идеологов неформальной педагогики.

 

 

Комментарии запрещены.