Педагогические основания детского туристского клуба «Арго»

Прежде чем мы представим Вам педагогические основания нашей работы с детьми, предлагаем Вашему вниманию фильм-презентацию детского туристского клуба «Арго»

Все взрослые были детьми, все дети должны становиться взрослыми[1]. То есть в процессе своего эволюционного развития на протяжении официального детства ребенок должен приобрести черты и способности, которыми необходимо  обладать взрослому человеку.

Ребенок должен стать взрослым – это  главное основание, которое мы принимаем безоговорочно, соответственно для нас взросление – это главный процесс детства и его смысл.

Но мир, считающий себя цивилизованным, является очень серьезным тормозом для взросления. Ведь для того, чтобы взрослеть, необходимо преодолевать жизненные препятствия, их осмысливать, может быть, иногда, падать, подниматься и идти дальше, снова встречать препятствия, снова их преодолевать, снова их осмысливать… Нет препятствий, нет их преодоления, нет последующего их осмысления – нет и взросления.

Цивилизованный мир дал нам множество благ, упростивших нашу жизнь как физически, так и интеллектуально. Но если для взрослого человека, взросление которого происходило в другую эпоху, такое упрощение жизни может быть благом[2], ведь у него высвобождаются  интеллектуальные и физические ресурсы, которые он может использовать более эффективно, то для ребенка существование в пространстве, которое исключает какие-либо усилия для обеспечения своей жизни[3], для выполнения своих учебных и внеучебных обязанностей носит исключительно инфантилизирующе-развращающий характер[4]. Всё, что даётся человеку без усилий, ценность для него имеет ничтожную или не имеет её вовсе.

Поэтому, чем больше благ цивилизации вокруг детей, тем медленнее происходит их взросление. Большое количество выпускников школ с одной стороны вполне адаптированы в городской жизни, но с другой стороны многие из них не способны решать множество житейских проблем, проблем, связанных с трудовой деятельностью, проблем нравственного выбора, поскольку в их детском и подростковом периоде им весьма редко приходилось сталкиваться с ситуациями преодоления сложных препятствий, самих себя.

Взрослый – это не возрастная категория. Под взрослым мы понимаем человека готового к самостоятельной (независимой от родителей или опекунов) жизни, к самостоятельной трудовой деятельности, к решению возникающих проблем, к принятию ответственности за себя и за других людей, к принятию роли мужа(жены), отца(матери)[5].

Попробуем определить, по каким признакам мы выделяем взрослого человека из множества невзрослых.

Конечно же, взрослый должен быть самостоятельным. Решил и сделал. Значит, необходимо воспитывать самостоятельность. Причем необходимо начинать это делать как можно раньше. Лучше с первых шагов. Потом может оказаться, что уже поздно. Получив в раннем детстве по рукам за попытки проявления самостоятельности, желание её проявлять в дальнейшем у ребенка постепенно пропадает, и само общество, считающее себя цивилизованным, как правило, не способствует её развитию.

Но как воспитывать самостоятельность, если «сюда не ходи, туда не ходи, это не бери, туда не лезь…»? Поэтому думаем как это делать и ищем ресурсы, как в ситуации великого множества обоснованных и необоснованных ограничений и запретов самостоятельность воспитывать.

Связана ли самостоятельность с ответственностью? Конечно, связана! Взрослому необходимо быть ответственным за себя, за других людей, за свои поступки, которые он совершает, за слова, которые он произносит. Но как воспитывать ответственность? Строгими скучными нотациями: «Ты должен быть ответственным…»? Едва ли это даст результат. И здесь думаем, как сделать так, чтобы эту важную черту характера ребенок вынес во взрослую жизнь.

Наверное, взрослому необходимо уметь добиваться поставленных целей и не пасовать перед трудностями. Конечно, необходимо! И еще ему необходимо иметь потенциал жизненной устойчивости, чтобы не ломаться в тяжелых ситуациях, которые нет‑нет, да вдруг случаются. И то, и другое – это проявление воли, а  воля – это один из очень важных механизмов управления нашей жизнью. Поэтому волю надо воспитывать, и желательно с младенческого возраста.

А еще взрослый от невзрослого отличается способностью внутреннего анализа своих поступков, мира вокруг и корректировкой своей нынешней и будущей жизни в соответствии с этим анализом. Этот внутренний анализ называется рефлексией. Рефлексия  тоже является одним из механизмов управления нашей жизнью. Развитость же рефлексивных способностей зависит и от развитости интеллекта, и от накопленного жизненного опыта, и от личностных установок. Способность к рефлексии – это как раз одна из тех способностей, которая существенно выделяет  человека из животного мира. Но эту способность, как и любые способности, надо развивать, чтобы она не оставалась в зачаточном состоянии. И это тоже требует немалых  усилий.

А как быть с нравственностью? Несмотря на перевернутость современного мира с ног на голову, нравственность пережитком прошлого не стала. Механизмы формирования нравственности весьма непростые, и, конечно же, они далеки от поучений. Только поучениями  с интонацией, не требующей возражений, мало что можно сделать[6].

Детство очень быстротечно. Но отпечаток на будущей жизни оставляет весьма ощутимый. Если в детстве не сформировать взрослые черты характера и способности, а так же нравственные установки то, выпустив ребенка за порог школы, это сделать будет весьма затруднительно, а может быть и невозможно. И важно успевать делать всё своевременно.

Поэтому, совершенно естественным образом у нас выкристализовалась цель воспитания, которая заключается в воспитании взрослого человека. И задачи воспитания, которых немного, которые вполне конкретны, и которые заключаются в формировании у ребенка таких черт характера как самостоятельность и ответственность, способности к волевому поведению, способности к рефлексии, а так же крепкой нравственной базы. Для достижения этой цели через реализацию этих задач формы педагогической работы в умелых руках могут быть самыми разными – коллективные творческие дела, детский туризм, детский театр, спорт и др.

Такое понимание цели и задач воспитания к нам пришло из осознания того, что происходит в настоящее время с нашим обществом, с нами и нашим детьми, из нашего многолетнего практического опыта работы с детьми подросткового возраста и, безусловно, из осмысления наследия А.С. Макаренко в его преломлении к сегодняшнему дню, и тому виду детской деятельности, которым мы непосредственно занимаемся.

 

Поскольку наш детский клуб когда-то появился на свет именно как туристский клуб, то совершенно естественно, что главным нашим педагогическим инструментом является детский спортивный туризм.

 

Спортивный туризм – это российское, точнее российское советского периода явление. И если говорить об эффективных педагогических инструментах, то детский спортивный туризм как раз к таковым  инструментам и относится.

Давайте определимся в терминологии. По отношению к детскому туризму этих терминов множество: «детский туризм», «школьный туризм», «детско-юношеский туризм», «туристско-краеведческая работа», «туристско-краеведческая деятельность», «детский спортивный туризм», ясно, что для разных контекстов и разных направлений детского туризма и краеведения используются разные термины. Поскольку мы говорим о детском спортивном туризме, то необходимо определить, какую смысловую нагрузку несут эти слова.

Детский спортивный туризм – это один из компонентов туристско‑краеведческой работы с детьми, в котором доминирующей является деятельность, связанная с проведением спортивных походов I, II, III категории трудности и участием в соревнованиях различного ранга по спортивно-туристскому многоборью. Наша специализация – спортивные многодневные походы.

По каким признакам мы  выделяем детские спортивные походы среди разного рода путешествий (экскурсии, краеведческие экспедиции и пр.)? Для спортивных походов обязательно наличие активного способа перемещения в пространстве, когда главным движителем является сам человек, его мускульная сила (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах); это перемещение должно происходить в природной среде с преодолением различных естественных препятствий и быть относительно или полностью автономным, т.е. контакт   группы на маршруте с «цивилизованным» миром должен быть минимальным или не быть его вовсе.

Автономное существование группы на маршруте и преодоление естественных препятствий,  как правило, сопряжены с опасностями и рисками. Преодоление таких препятствий в детстве во многом моделирует преодоление трудностей в жизненных ситуациях. Коммуникация внутри замкнутой и автономно существующей детской туристской группы учит выстраивать отношения между людьми, ведь на большом жизненном пути ему придется столкнуться с человеческими отношениями самого разного рода.

Для детей любой спортивный туристский поход – это школа взросления.

Школа взросления – это педагогическая среда, организованная взрослым или возникшая стихийно, в которой человек проживает, являясь ребенком в настоящем, «взрослую» жизнь с её ролями, ответственностью, преодолением препятствий, которые не воспринимаются им как игра, со всеми сложностями коммуникации между участниками педагогического взаимодействия и обучением выстраиванию отношений между ними.[7]

Здесь в совместной деятельности, происходящей в походных условиях, в преодолении трудностей самого различного характера, в межличностной коммуникации формируется черты характера и способности взрослого человека. Открываются  и хорошие, и не самые лучшие качества каждого, а на поверхность порой выходит то, что в обычной городской жизни прячется глубоко внутри. Не ведая того, каждый показывает себя настоящего, а не придуманного или адаптированного в соответствии с ситуацией дома, в школьном классе или во дворе.

Несколько дней похода впрессовывают в себя столько событий, впечатлений и эмоций, что в городской жизни не происходит и за более длительный промежуток времени. Неделя похода может дать такой педагогический эффект, какого в городских условиях не получить и за год.

Поэтому…

Мы учимся быть самостоятельными. А как по-другому? Родителей рядом нет, поваров нет, множества взрослых, которые делают всё за нас, нет, а наши решения, поступки и действия работают и на обеспечение нашей жизнедеятельности в весьма непростых условиях природной среды, и на то, чтобы дело, в которое мы ввязались, было доведено до конца, и маршрут, по которому мы идем, был пройден.

Мы становимся ответственными. Безусловно! Ведь мы осознаём, что наши решения, поступки и действия могут иметь цену. И эта цена может быть слишком высокой. А самая высокая цена – это жизнь человека. Это не пафос, в спортивном туризме всё очень серьёзно и всё по-настоящему.

Мы укрепляем  характер и волю. Ведь преодоление трудностей невозможно без усилий и терпения. А когда такие ситуации возникают весьма часто? Именно тогда выковывается характер и закаляется воля. И само перемещение в пространстве, где главный движитель – мускульная сила самого человека? Это ли не инструмент волевой закалки?

Мало прожить событие, для взросления важно ещё его пережить во внутреннем диалоге с самим собой, проанализировать то, что с тобой произошло в недавнем прошлом, что происходит в настоящий момент, выстроить возможный сценарий будущих событий и своего в них поведения. Поскольку, мы «играем в слишком серьёзные игры», то и необходимость для осмысления происходящего с нами является совершенно естественной, а не специально «педагогически организованной».

Мы вырабатываем нравственные установки. Мы убеждены, что  на формирование нравственных норм влияет деятельность, в которой присутствуют отношения между людьми. Ведь нравственная норма, о которой подросток знает, например, от взрослых, должна получить подтверждение в процессе проживания  им ситуаций, в которых есть отношения между людьми, есть межличностная коммуникация. В этом случае  в его сознании та или иная нравственная норма проявляется в различных ракурсах и либо принимается окончательно, либо отторгается. Иначе, все слова о том, «что такое хорошо и что такое плохо» останутся лишь словами, которых вокруг нас очень много.

Феномен детского спортивного туризма в том, что внешних атрибутов «воспитания» и «формирования» нет, а реальное эффективное воспитание будущего взрослого происходит.



[1] Здесь и далее взрослый – это не указание на большое количество прожитых лет,  а качество человека, обладающего взрослыми чертами характера и способностями.

[2] Не для каждого взрослого по количеству прожитых лет такое упрощение является благом.

[3] Дрова колоть не надо, за водой ходить не надо, двор от снега чистить не надо, на школьные домашние задания есть множество решебников в интернете  и пр. и пр.

[4] Современная ситуация в школах страны  является «снежным комом» проблем, усердно  работающих на то,  чтобы реальная остаточная образованность  учеников (то есть то, что остаётся после того, когда всё забыто:  реальные знания, умения, культура, интеллект, ценностные ориентиры молодых людей  на момент их выхода из школы) с каждым годом становилась всё хуже и хуже. См. Верин-Галицкий Д.В. «Каким быть современному учителю?». Журнал «Директор школы». Издательство «Сентябрь».  Москва. № 1,2012 г. С. 17-23. «Журнал руководителя управления образованием», Москва. № 1,2012 г. http://статьчеловеком.рф/?page_id=220

[5] Д.В. Верин-Галицкий. «О ценностях воспитания». Журнал «Народное образование». Москва. 2013, № 3, С.157-161 http://статьчеловеком.рф/?page_id=427

[6] О механизмах формирования нравственности см. Верин-Галицкий Д.В. «О нравственном воспитании». Журнал «Социальная педагогика». Издательство «Народное образование». Москва. — 2012. — № 3. — С. 119-125 http://статьчеловеком.рф/?page_id=40

[7] Верин-Галицкий Д. В. «Педагогический аспект проблемы взросления». Журнал «Народное образование». Москва. 2011, № 6, С.262-267 http://статьчеловеком.рф/?page_id=215