Спецспас

Мы выпускаем детей из школы… Вручаем  им аттестаты о среднем образовании с оценками по физики, химии, русскому языку, алгебре…  И шагают они по жизни дальше со своими тройками-пятерками в аттестате и даже не вспоминают на своём жизненном пути про законы Ньютона, электрохимический ряд напряжений металлов, диссоциацию… Решать им приходится задачи весьма и весьма отличные от того, чем они занимались в школе.

Вся наша современная общеобразовательная школа ориентирована большей частью на девочек: учителя – женщины, способ педагогического влияния – вербальный, т.е. словесно-эмоциональный (женский тип влияния)[1], производственного воспитания нет, система внешкольного образования ориентированная на мальчиков развалена. Нет её. В домах и центрах детского творчества нет авиамодельных, судомодельных кружков и других чисто мужских кружков, потому что, начиная с 1991 года, мы растеряли педагогов, которые умели это делать.  А новые, соответственно, не выросли, потому что им уже не у кого было учиться, да и мотивов к занятию этим делом у молодежи нет. Почему? А какую он зарплату получит, став педагогом допобразования? Сможет ли он на неё жить, семью содержать? Нет такого внешкольного образования и в школах.

Мужчины как пол вырождаются, это очень явно видно по тому, что происходит в самой нашей стране: бесконечно играющие в компьютерные игрушки весьма взрослые дядьки, праздношатающие бездельники, для которых главная ценность как им получше «оттянуться», полумаргинальные и маргинальные безработные, которых вытеснили с рынка труда эммигранты из стран средней Азии, Китая, Вьетнама…

Мало родиться мальчиком, для того, чтобы стать мужчиной надо приобретать мужские черты характера и способности. А если мальчик в свой сензитивный период существует исключительно в женской среде, то от кого он будет учиться быть мужчиной? А еще если вокруг так много того, что не только не способствует, чтобы мальчик становился мужчиной, но весьма явно работает на то, чтобы мы просто все вымерли, и как вид исчезли с лица Земли…

Как-то, при определенном стечении обстоятельств, у меня родилась идея создания профильного класса юных спасателей, которые кроме учебы в школе, занимались бы спортивной подготовкой, специальной подготовкой спасателей, психологической подготовкой, закаливали бы волю, да и просто бы существовали в мужской среде с правильными ценностными установками и весьма строгой дисциплиной, в общем, учились бы тому, что и будет идентифицировать их как мужчин.  Вот такая у меня появилась мечта. Я очень четко представил себе, как это всё должно происходить, ведь многое из всего вышеперечисленного я могу делать с детьми сам, и даже  начал писать концепцию такого класса. И вроде как бы меня поддержали в своей школе… А потом я весьма явно увидел, что моя идея интересна только мне одному, т. е. на словах меня поддержали, но по факту я понял, что начав это новое дело, я взвалю на себя, хоть и очень интересную для меня, но очень непростую и эмоционально нагруженную работу, требующую не только моих интеллектуальных и физических сил, но и очень больших временных ресурсов, а от той работы, которая у меня была до начала этого нового дела, меня в моей школе едва ли освободят. И я просто надорвусь. А это совершенно не входит в мои планы. Пока в моём учебном заведении в реализации этой идеи буду заинтересован только я, и мне не будет реальной ощутимой помощи, однозначно, я этого делать не буду. Поэтому пока эта идея остаётся моей мечтой, которую я от себя не отпускаю, и может быть когда-то и смогу её осуществить.

ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС ЮНЫХ СПАСАТЕЛЕЙ «СПЕЦСПАС»[2]

Подготовка спасателей

Профессия спасателя особенная. Служба в рядах спасателей МЧС (или другого ведомства или организации) предъявляет серьёзные требования к профессиональной, физической, психологической, волевой подготовке спасателя,  но самое главное к его нравственным установкам, его отношению к людям, к его готовности прийти им на помощь. Подростковый период является сензитивным, во время которого всё вышеперечисленное может формироваться и развиваться весьма продуктивно.

Обучение ребят в профильных  старших классах (10-11) совпадает во времени с переходом от старшего подросткового возраста к юности, когда процессы активного развития (интеллектуальной, физической, волевой, нравственной сфер) и процесс самоопределения совпадают. В этот период очень важно, чтобы подросток оказался в окружении тех людей и такой деятельности, которые помогли бы ему действительно понять, нужно ему то, что он выбрал, или по каким-то причинам стоит искать другой путь.

Современный спасатель – это специалист широкого профиля в практических видах деятельности, способный легко ориентироваться в быстро меняющихся условиях, принимать решения, оперативно действовать и нести ответственность за свои действия. Поэтому в подростковый период очень важно создать такие условия для обучения и воспитания будущего спасателя, которые не только способствовали бы формированию дисциплинированного, грамотного, легко обучаемого новым видам деятельности специалиста, но и дать хорошую физическую, волевую, психологическую подготовку, а также сформировать важные нравственные установки, без которых невозможна работа спасателя. Важно помнить, что в подростковом возрасте происходит осмысление вербально принятых установок, формируется личное отношение к нравственным категориям и нормам поведения – установки и нормы поведения приобретают более зрелый характер.

Особую роль в подготовке спасателя играет его волевая подготовка, поскольку воля – это один из очень важных механизмов управления жизнью, механизм, который не только позволяет добиваться поставленных целей, не пасовать перед трудностями, не сворачивать в сторону, как под влиянием внешних сил, так и под влиянием своей слабости, своего неумения, своих страхов, но от воли зависит потенциал жизненной устойчивости в тяжелых ситуациях, которых в работе спасателя достаточно.

Нравственность и воля человека взаимозависимы: от воли зависит устойчивость поведения в соответствии с нравственными установками, а нравственность управляет содержанием волевого поведения.  Поэтому важно развитие воли и формирование нравственных установок вести параллельно.

Нет необходимости говорить о том, что хорошая физкультурно-спортивная подготовка очень важна для растущего молодого человека. Работа спасателем требует очень хорошей физической подготовки. При этом стоит отметить, что систематические занятия физкультурой и спортом являются инструментом формирования воли и характера.

Служба  спасателем по своей сути человекоориентирована, поскольку  сопряжена со спасением жизней людей, с их судьбами. Поэтому очень важно, чтобы спасатель обладал  знаниями и умениями, позволяющими оказывать психологическую помощь тем, кого он спасает. Так же для спасателя важно в процессе частых сильных эмоциональных и физических нагрузок сохранять свою личность от профессионального выгорания. Для этого необходима соответствующая психологическая подготовка.

Для того чтобы всё вышеперечисленное у подростка могло эффективно развиваться, необходима грамотно выстроенная система подготовки юных спасателей, необходима насыщенная  учебно-тренировочная жизнь.

История МЧС показывает, что в рядах спасателей много тех, чьё становление происходило в спортивном туризме. И именно благодаря спортивному туризму люди находили себя в этой профессии. Отечественный спортивный туризм – это хорошая школа подготовки специалистов, обладающих не только навыками работы со специальным горным снаряжением (которое в условиях спасательных работ становится спасательным снаряжением),  но это и школа человеческих отношений, школа нравственного становления человека в условиях длительной совместной деятельности сопряженной с преодолением трудностей.  Так как подростковому возрасту свойственна романтика преодоления трудностей, риска, подтверждение своей значимости в своих глазах, в глазах своих сверстников и родителей, но вместе с тем этот возраст является сензитивным,  поэтому использование опыта отечественной туристской школы для подготовки юных спасателей является не только оправданным, но и необходимым.

 


[1] Агенты педагогического влияния  школьные учителя – женщины  и  словесно-эмоциональный способ педагогического влияния (вербальное влияние, доминирующе женский тип влияния) – две главные причины более слабой успешности мальчиков по сравнению с девочками. Т.е. мальчики, по умолчанию оказываются в более проигрышной по сравнению с девочками ситуации, не только на старте школьного пути, но и на всём его протяжении находясь на вторых ролях школьной успешности.

[2] Название «Спецспас» заимствовано из книги Анатолия Ермолина «Навигатор третьего тысячелетия или как стать разведчиком», издательство «Народное образование», Москва, 2004 г.

Комментарии запрещены.