Об информационно-коммуникационных технологиях

Телефоны, смартфоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, социальные сети, компьютерные игры и другие отличительные признаки эпохи вне зависимоти от нашего к ним отношения являются реалиями современного мира в котором мы с вами живём. Реалии  с которыми надо просто учиться жить на одном пространстве, чтобы они ни нас самих, ни наших детей не вели к уничтожению. Казалось бы, о каком уничтожении можно говорить, когда столько благ они несут людям? Давайте посмотрим, что об этой проблеме говорят вполне реальные дети, ученики 7-11-х классов Хабаровской средней школы № 32. Я очень надеюсь, что Вы, уважаемый посетитель сайта, осилите все ниже представленные тексты. В некотрых местах, я буду давать свои комментарии, которые буду подписывать как ДВ, что означает Дмитрий Вячеславович.

Осипов Никита, 7 класс, 13 лет, декабрь 2013 года
Информационные технологии с каждым днём развиваются всё больше и больше. Мне кажется, что это не очень хорошо, потому что люди начинают быть зависимыми от компьютеров, телефонов и т.п. Люди забывают про книги, ведь их уже можно прочитать в Интернете. Большинство маленьких детей забывают про игрушки, т.к. есть компьютер. Мы стали всё чаще знакомиться через Интернет. В наше время можно поговорить, купить что-либо не выходя из дома и даже не вставая с дивана. Меня этот всё пугает и мне иногда хочется, чтобы всё было как в прошлых веках! Все бы писали письма, знакомились вживую, проводили время на природе.
Скоро мир утонет в информационных технологиях,   все будут сидеть дома, а улицы будут пустыми!

Поваляева Юлия, 7 класс, 13 лет, декабрь 2013 года
Я положительно отношусь к информационно-коммуникационным технологиям. Они во многом облегчили нашу жизнь. Сейчас невозможно представить ни одного норамльного человека без телефона, компьютера и тому подобных гаджетов. Сейчас мы можем общаться с людьми, даже если между нами огромные расстояния. Мы можем находить информацию В Интернете за минуты. Информационно-коммуникационные технологии очень сильно облегчили нашу жизнь.
Но есть и отрицательные стороны. Из-за облучения, получаемого нами от телефонов и смартфонов, ухудшается здоровье, но я надеюсь, что это можно исправить. Другая проблема – более важная – состоит в том, что мы привыкаем к тому, что информационно-коммуникационные технологии многое делают за нас. Мы привыкаем, что нам не нужно днями и ночами искать информацию в книгах, не нужно куда-то идти, чтобы пообщаться с родными, близкими и друзьями. Если так пойдет и дальше, то человечество остановится в своём развитии и тогда точно свершится предрекаемый разными провидцами апокалипсис.

Сидун Елена, 7 класс, 13 лет, декабрь 2013 года
К технологиям, как например: компьютеры, планшеты, смартфоны я отношусь не с хорошими эмоциями. Мне кажется, что если целый день сидеть в Интернете (социальных сетях) за компьютером будет плохо не только глазам, но и нашему мозгу. Если сидеть часто за компьютером, то мы перестаём чувствовать реальный мир. Так же не нужно забывать, что телефоны несут плохие волны в голову. Раньше, когда не было всяких современных технологий, не было много людей, которые болеют проблемой с мозгом. Раньше люди умели общаться по реальному, но потом с появлением компьютеров, социальных сетей и разных игр, люди забыли, что значит дружба. Больше всего для меня страшно потерять друзей и остаться с компьютером наедине. Еще очень боюсь, что люди чаще и чаще заболевают болезнями, связанными с мозгом. В общем, для меня информационные технологии — это не очень хорошо.

Вдовыко Вадим, 8 класс, 14 лет, декабрь 2013 года
Моё отношение к технологиям положительное, с помощью них можно получать много разной информации об окружающем мире, о событиях в разных странах, о биографиях знаменитых людей, о прогнозе погоды на завтра и ещё множество всякой информации. И всё это можно делать стоя в очереди в больнице или в магазине. Так же коммуникационные технологии позволяют общаться с друзьями и близкими родственниками. Но у всего этого есть и минусы.
Люди не стали ценить и использовать свои гаджеты для получения информации, а просто сидят в социальных сетях и общаются друг с другом. Я думаю, что это плохо, ведь живое общение, например за чашкой чая или кофе намного лучше, чем виртуальная переписка с человеком, которого ты никогда не видел вживую, а только на фотографиях в сети. Но мало того, что люди заменили способы общения, так мы стали от этих новых способов зависимы. Мы тратим уйму драгоценного времени на виртуальное общение, которое мы могли бы использовать для учебы, встреч с друзьями и других  важных дел. А получается, что мы  просто «живем» в телефонах. Это очень печально, ведь несколько десятков лет назад люди стояли в очередях чтобы купить книгу, а сейчас достаточно трёх движений, чтобы скачать любую книгу. И люди нашего времени привыкли к этому. Не ценят этих возможностей и зачастую даже не используют их, а безрассудно тратят время на развлечения и социальные сети.

Сапегина Евгения, 9 класс, 15 лет, декабрь 2013 года
К сожалению, моё отношение к этим технологиям всё ближе и ближе к отрицательному. Я понимаю. Я понимаю, что уже зависима от наличия у меня ноутбука/планшета, от Интернета. Даже в лагере каждый день я заходила в Интернет с помощью телефона.
Также я вынуждена признать, что Интернет изменил общество. Мало кто из моего окружения может спокойно обходиться без него, а уж про социальные сети я вообще молчу.
Конечно, не стоит забывать про нервы и зрение. Много нервных клеток погубила я, сидя за своим ноутбуком, и мои глаза даже в очках не видят с первой парты то, что написано на доске.
Но я не могу не признать, что благодаря всё той же социальной сети я познакомилась со многими хорошими людьми, а с некоторыми даже в реальной жизни встретилась. Я с радостью развиваю навыки цифровой графики с помощью ноутбука, графического планшета и многих «художественных» сайтов в сети Интернет.
Кроме того, нашим развитым технологиям и уже много раз упомянутому Интернету можно легко и быстро найти интересующую информацию, что очень хорошо для меня, столь любопытной девчонки. И, конечно же, благодаря «книжным» сайтам любители почитать, такие как я, могут найти кучу хороших книг.
И всё же, эта зависимость, возможность серьёзно повредить зрение, и даже отдаленность от внешнего мира всё портят.
Вот почему я отношусь к Интернету весьма настороженно. Уверена, что не я одна.

Калинина Антонина, 9 класс, 15 лет, декабрь 2013
Сейчас нам уже сложно представить свою жизнь без сотовых телефонов, интернета, компьютеров. Но если на миг представить, что всего этого не будет! Да мы загнёмся!
Как дети будут списывать на уроках? Будут думать сами? Нет, будет всё по старинке – у отличников. Уберем интернет. Будут книжки читать? Это с одной стороны хорошо, НО, ведь некоторые не умеют читать. Они будут просто сидеть и в потолок плевать.
Было бы хорошо, чтобы был день отказа от инфокоммуникаций. Вот тогда бы и посмотрели, как бы мы все умели думать и выживать без Google  или Яндекса, без «ВКонтакте»…

Макушева Марина, 9 класс, 15 лет, декабрь 2013 года
Без информационно-коммуникационных технологий в современном мире прожить очень сложно, конечно если вы не относитесь к какому-либо племени в Африке. Но у таких технологий есть как и положительные, так и отрицательные стороны.
Я начну с положительных. По-моему каждый человек  в мире пользовался каким-нибудь гаджетом. Пожалуй, у каждого сейчас есть мобильный телефон. Я не могу представить свою жизнь без этого прибора. В любое время, в любом месте я могу позвонить кому-нибудь и поговорить. В прошлом люди не могли так просто связаться друг с другом.
Так же и с компьютером. У большинства людей работа связана с компьютером, так ведь проще и быстрее. Для этого нужно хорошее мышление, а как умственная работа очень хорошо оплачивается.
А теперь я перейду к отрицательным сторонам. Прежде всего, эти технологии вызывают болезни. В первую очередь это ухудшение зрения. Кроме того, они могут являться причиной онкологических заболеваний. Ну и отдельно мужских и женских болезней.
Второй минус, я считаю, что это зависимость от телефона, компьютерных игр и социальных сетей. Такие люди забывают про реальную жизнь и живут только виртуальной.
Ну и третий по значимости для меня минус, это демонстрация друг другу своих гаджетов, у кого они круче. Сейчас создаются всё новые и новые телефоны, планшеты и т.д. следовательно, цена на них повышается. Кто-то может себе это позволить, а кто-то – нет. Первые купили себе этот новый прибор и начинают выпендриваться и показывать свою «крутость». По мне это низко для человека. Но, к сожалению, таких людей много…

Сабанова Элина, 10 класс, 16 лет, декабрь 2013 года
С каждым днём информационно-коммуникационные технологии набирают всё большую популярность как среди взрослых, так и среди подростков и детей. Они стали неотъемлемой частью современного общества. Порой трудно представить, как же можно прожить в современном мире без компьютеров, телефонов, интернета, как источников связи и получения информации.
Буквально десять лет назад, когда дети моего возраста только входили в школьную жизнь, телефоны, именно телефоны, а не смартфоны, казались нам чем-то недостижимым. Мы тогда их рассматривали только как способ связи. Что же касается настоящего времени, наверное, трудно найти человека, не использующего хотя бы одного из современных средств коммуникации.
Конечно же, стоит отметить, что данные технологии помимо плюсов имеют достаточно минусов. Они оказывают серьёзное влияние на человека, особенно на подрастающее поколение. Существует серьёзная опасность здоровью: электромагнитное излучение, вред глазам от мониторов, угроза психике… В настоящее время многие люди не могут обходиться без Интернета, это некая зависимость, мешающая человеку адекватно существовать в нашем мире.
Конечно же, информационно-коммуникационные технологии сделали нашу жизнь намного проще, по сравнению с прошлыми годами, что является существенным плюсом их использования. Учиться и работать стало легче, не нужно часами сидеть над книгами в поисках нужной информации. И вот возникает противоречие, получается, мы отказываемся от стандартных способов получения информации посредством печатных изданий. Тем самым, мы не облегчаем нашу жизнь, мы делаем себя более необразованными и неспособными к учебе.
Конечно же, можно долго рассуждать на тему плюсов и минусов использования ИКТ, учитывая их быстрое развитие и внедрение в общество. Но в настоящее время всё настолько быстро меняется, что может быть, в ближайшее время мы будем представлять иную точку зрения относительно ИКТ.

Щёголев Глеб, 10 класс, 16 лет, декабрь 2013 года
В современном мире нас окружает множество различной техники: компьютеры, сотовые телефоны, планшеты и т.д. Благодаря Интернету появились социальные сети, множество доступной информации.
Я больше чем уверен, что каждый человек, будь то ребенок или пожилой хоть раз держал в руках какую-нибудь «инновационную игрушку», или пользовался Интернетом.
В некоторых школах на уроке информатики маленьких первоклашек заставляли регистрироваться в социальных сетях, а затем учили пользоваться ими. Когда я это узнал – был в шоке! Зачем им это надо?! Ведь в социальных сетях бродит информация носящая абсолютно любой характер, в том числе информация, которую маленьким детям лучше не знать. Иногда заходишь на страницу такого первоклассника и ужасаешься: любовные цитаты, дерзкие и нецензурные выражения на их «стене»… По-моему, детям лучше запретить пользоваться интернетом без необходимости, ибо вырастает поколение «маленьких взрослых» и это очень плохо. Лично я узнал о социальных сетях лишь в шестом классе, с одной стороны можно узнать домашку, а с другой стороны появилась зависимость…
Теперь перейдём к смартфонам. Моим первым телефоном был маленький бело-черный кирпичик с одной кнопкой набора номера, и я был доволен этим. Обзавелся я им в первом классе. Теперь смотришь на «мелких», у одного Iphone 5S, у другого Lumia 900, и хочу заметить, эти смартфоны не из дешёвых…  И эти дети требуют больше – планшеты, игры, новые компьютеры… Зачаем им эти дорогие девайсы, заменяющие великолепную реальную жизнь, прогулки на улице, кружки… Сплошная жизнь в нереальности. Короче, детей лучше ограничивать от подобных инноваций.
А теперь к плюсам. Главным плюсом этих «штучек» я считаю мгновенную доставку сообщений, будь то голосовых, с изображением, видеозаписью, или просто текстовых. Скорость в нынешнее время – это главное. Как и минусом, так и плюсом является доступ практически к безграничной информации. Ну и ещё мобильность. Теперь трёхкилограммовую книгу заменяет  трехкилобитный файлик… разве не волшебство? Конечно волшебство!

Мельниченко Ксения, 11 класс, 17 лет, декабрь 2013 года
Двадцать первый век, век информационных технологий. Компьютеры, планшеты, смартфоны, социальные сети. Все мы заложники новых технологий. Интернет – всемирная мировая сеть, которая поглотила всё человечество.
Я бы хотела снять кино про поколение людей, у которых не будет памяти. Про тех кто не помнит имена и телефоны друзей, важные даты… И сейчас, оно как раз растёт. Эти дети на любой вопрос немедленно кидаются в Интернет, чтобы проверить Википедию и поискать в Google. Тотальное исчезновение памяти! Как снять кино про людей настолько одержимых интернетом? Про тех, которые всё время в социальных сетях должны обозначать где они находятся, что сделали и увидели? Instagram, Vk , Спрашивай.ру…
Недавно  я посетила концерт и заметила, что люди не то что зажигалками, но даже телефонами не размахивают. Теперь они стоят, уставившись в экран, и пишут , что происходит. Это инопланетяне – поколение у которого постоянный зуд, кратчайший фокус внимания, нетерпимое желание получить всё здесь и сейчас. Что это за жизнь в которой нет памяти и ожидания.
Интернет – огромная черная дыра… Бездна. И все мы часть этого.

Лапко Екатерина, 11 класс, 17 лет, декабрь 2013 года
Многие люди относятся к всеобщему использованию информационно-коммуникационных технологий по-разному, как положительно, так и отрицательно, особенно люди разных поколений. Допустим, практически все старики критически относятся к компьютеру, считая это средство бесполезным и вредным. А, например, дети, родившиеся в XXI веке уже не могут представить себе, как проведут день без всевозможных гаджетов.
Я же родилась на границе веков, и в моем детстве чего-то круче телевизора не было. Но именно поэтому я считаю свое детство полноценным, наполненным бесчисленным количеством развлечений, намного захватывающих и интересных, чем неважные компьютерные игры.
Не буду отрицать, сегодня я имею и хороший компьютер, и многофункциональный телефон, я могу сидеть в социальных сетях часами, при этом занимаясь посторонними делами, или использовать телефон не только как средство связи, но и фотоаппарат, и многие другие функции.  При всем при этом больше я предпочитаю общаться с людьми лично, ходить в кино или просто гулять, чем совсем бесполезно и тупо тратить время своей жизни. Поэтому сегодня эти технологии являются огромным минусом, преградой для развития общества.
Но так же есть и свои плюсы. Я объясню. Я считаю, что, допустим, материал, предоставляемый нашему вниманию в школе, в институте или на работе, будет воспринят лучше и вызовет много откликов, если он будет представлен в виде презентации, например, на интерактивной доске или просто на компьютере, потому что человек, имеющий довольно глубокие, интересные мысли не может передать их в полной мере словами. Ведь рисовать плакаты, делать макеты для нашей быстротечной жизни – очень долго, и как считают многие — «некогда ждать», вечно куда-то торопятся. Мне тоже больше нравится воспринимать информацию глазами, чем новые слова — на слух. Не знаю, мне так проще…
Еще одна разновидность ИКТ, которой я бы хотела коснуться, интернет. Если честно, я не могу представить сегодня мою жизнь без интернета! Да, я понимаю, что книгу намного интереснее читать, держа в руках и перелистывая страницы, но из-за недостатка времени, избытка информации и быстроты действия, я пользуюсь интернетом, начиная с социальных сетей и заканчивая подбором материала на домашнее задание. Некоторые получают информацию с сети, не используя какой-либо другой источник информации. Нет, я все еще могу послушать новости, в достоверности которых я уверена. То есть, для каких-то серьезных целей я не использую интернет, только в развлекательных: посмотреть фильм, прочитать книгу, узнать о ком-  или чем-либо.
Многие ученые считают, что наш мозг начинает  атрофироваться от постоянного использования компьютера и интернета. Я не могу конкретно сказать свое мнение по этому поводу. Может да… Но я уверена точно, что человек сегодня, если можно так сказать, деградирует. Он привык к беспрепятственному получению информации или услуг, не вставая с места. А ведь мы должны же куда-то двигаться, развивать себя и все, что нас окружает. Теперь мы фактически ничего не делаем сами – за нас все делают компьютеризированные машины. Многие люди уже даже разучились грамотно писать, привыкнув к исправлению ошибок компьютером. Не знаю, должно так быть или нет, но шагая в эту сторону,  люди просто перестанут становиться художниками, поэтами, скульпторами – людьми искусства!
Как итог всем моим мыслям.
Я не знаю, согласен кто-то со мной или нет, много таких людей или нет, но это действительно мое мнение. Я не так часто задумываюсь о глобальном будущем: сейчас передо мной и так много задач, но смотря на наши жизни сегодня, мы должны научиться расставлять для себя главные приоритеты в жизни и не забывать, что такое вообще человек.

Николаева Софья, 11 класс, 17 лет, декабрь 2013 года
В силу неизбежности НТП в нашей повседневной жизни все большую и большую роль занимают вещи, рожденные наукой: компьютеры, мобильные телефоны, другие различные электронные устройства, а так же сеть интернет.
Соцсети – современный  бич молодежи. Почти каждый из нас зарегистрирован в той или иной соцсети. Наиболее известными и популярными из них в России являются : Вконтакте, Фэйсбук, Одноклассники, МойМир.  Наши профили  являются доступными каждому пользователю интернета. Те «настройки приватности», которые мы видим в сетях, не защитят нашу информацию, содержащуюся на страничках , от распространения. Фотографии, данные вроде «политические убеждения», или «религиозные взгляды» могут быть использованы против вас. Соответственно разумнее будет минимизировать  личную информацию «витающую» в интернете, что бы обезопасить себя от злоумышленников, виртуозно пользующихся  такой простотой добычи информации.
Важно осознавать что мир интернета – виртуальный. Иногда с теми, кто есть у нас «в друзьях в ВК», мы даже не знакомы в реальной жизни. Искажается понятие дружбы и реальных взаимоотношений. Многие настолько погружаются в это общение, что не замечают ничего вокруг. Работа, учеба, семья уходят на второй план. Это уже проявления психических отклонений. Мышцы человека сидящего за компьютером не работают. А уж если сидя за стулом горбиться, то это уж приводит к серьезным заболеваниям позвоночника. Так же страдает зрение. У человека появляются проблемы со здоровьем. Наше лицо – аватарка.  Наши мысли – стена Вконтакте. Наши эмоции – смайлы. Наши интересы – сообщества.  Неужели это хорошо? Настоящие эмоции, настоящие чувства, взгляды – это же прекраснее, чем вот это :). За написанным в сообщении или сказанным по телефону может содержаться обман, а вот глаза, глаза никогда не врут, жесты и интонация никогда не обманут. Это является научно доказанным фактом. Реальное общение как и жизнь бесценно. И эта цена растет по мере развития НТП.
Да,  интернет, телефон, компьютер – это те вещи без которых обойтись невозможно, я не могу поспорить с этим. Однако не надо забывать о простых человеческих ценностях. Иначе человечество потеряется свою человечность, то, что отличает нас от всех остальных существ, населяющих эту планету. И мне страшно, по-настоящему страшно, что будет в будущем!

Плевако Ольга, 11 класс, 17 лет, декабрь 2013 года
Еще лет семь назад маленький телефончик с черно-белым экраном был пределом моих мечтаний. Сегодня же  у меня в руках вещь, позволяющая достать любую информацию известную человечеству  за секунды.
Пользуюсь ли я им в полной мере? Едва ли… Я просто наслаждаюсь созданным для самой себя информационным фоном: телевизор, компьютер, планшет. Процентов на шестьдесят – это просто развлечение и, отчасти, отдых – просто отвлечься тоже бывает полезно.
Я не продвинутый «юзер» и не интернет-червь.  Но! Возможность узнать, что прямо сейчас на другом конце земли мой друг просто наряжает елку… хм… Это разбивает границы. Для меня информационные технологии — это расширение горизонтов и большие возможности. Это экономия, такого ценного в наши дни, времени.
Порой я всё же корю себя – «Хватит  проводить тут бесцельно столько времени! Иди, испеки печенье :)».  А вот и еще один плюс – много вкусностей. И идей, много-много вдохновения. И музыки, и возможность словно быть рядом с кумирами и спросить совета. «Как сыграть этот гитарный риф?» Хм, пусть мне ответит опытный музыкант.
Всё становится реальным. И улыбка бабули, которая спустя столько лет увидела сестру по скайпу… Бесценно 🙂
Конечно, можно осуждать современные технологии и искать минусы, но это то, чего мне совсем не хочется делать. Их и в жизни хватает.
А искать и брать нужно только положительное…
Моё небольшое размышление на тему хотелось бы закончить вот – так:
– Что бы тебе труднее всего было объяснить человеку из далекого прошлого, попади он в наш век?
– То, что в моей руке вещь, дающая доступ ко всей информации известной человечеств.  А я ищу фотографии котов и рецепт пиццы.

Слепец Анастасия, 11 класс, 17 лет, декабрь 2013 года
Все что мы имеем в нашей повседневной жизни (телефоны, компьютеры, планшеты и т.д.) это необходимо, и без этого уже никак. С помощью компьютеры мы можем делать презентации, какие-то сообщения, в конце концов, просто играть смотреть фильмы и мультики. Интернет это «клад» так мы можем найти все что угодно и просто когда готовишься к урокам, иногда задаешь себе вопрос: «А правда это или нет?», «может быть это все не то?» Да, про интернет можно сказать что это «большая мусорка», но если знать где и как искать и уметь перерабатывать информацию, интернет – это хорошая вещь, она сокращает время в несколько раз.
Телефоны или уже как принято говорить смартфоны необходимы каждому человеку, чтобы позвонить знакомому или написать смс, выйти просто в интернет или определить свое месторасположение, или проложить себе путь к назначенному месту (например, такая программа как 2ГИС (очень хорошая не раз ей пользовалась). Также с помощью телефона можно просто поиграть.
Но есть и плохая сторона всех этих новых технологий.
Во-первых, вредно для здоровья.
Во-вторых, может произойти деградация личности.
Например: мы можем целый день просидеть в интернете, компьютер ухудшает зрение и разрушает нервную систему, в следствие этого мы становимся раздражительными и замкнутыми.
С такими темпами у нас скоро не станет библиотек, т.к. мало кто туда уже ходит, в которых мы когда-то брали почитать книжки и журналы.
Я считаю, что компьютером и интернетом надо пользоваться в меру, и не забывать про друзей, про прогулки, и просто не забывать про повседневную жизнь. Не нужно сидеть целыми днями за компьютерами или в интернете, или в соц. сетях, где у вас много виртуальных друзей.
Жизнь полна много радостей и приключений и не нужно этого избегать. Нужно свою жизнь прожить достойно и чтобы было, что вспомнить спустя многие годы.

Замилова Лера, 10 класс, 16 лет, декабрь 2013 г

«Человечество идет очень медленно, а прогресс- мгновенно:
 стоит утратить гуманность- и ты снова дикарь.»
Лао Шэ

«Не можешь нести груз – изобрети колесо.
 Не можешь поймать еду – изобрети копьё.
Ограничения! Нет ограничений – нет прогресса.
Нет прогресса – культура гниёт.»
Неизвестный автор

Так уж вышло, что мне и моим ровесникам пришлось родиться в один из самых тяжёлых эпох в мире – эпоху перемен.  Мы родились в такой период, что не можем знать, что было в нашем мире ранее. Те времена настолько отличны от действительных, что многим кажутся сказкой или утопией. Сейчас все движется с бешеной скорость, поддается моде, одни новшества и технологии сменяют другие. И мы с легкость сумели приспособиться к вечным изменениям, не замечая, что наши действия и мысли зависят только от моды и, что еще хуже, от «поведения» бездушной и безинтеллектуальной техники. Мы словно сидим на бочке с порохом, не зная, чего нам ждать от нового дня.
Само слово «прогресс» имеет в моих глазах крайне положительное значение. Ведь прогресс есть развитие, если нет развития личность гибнет, талант уходит, а нация деградирует! Я считаю, что мир для того и существует, чтобы двигаться дальше, развиваться и искать новые пути. Это же замечательно!!!
Но к сожалению, сейчас слово «прогресс» приобрело крайне отрицательное значение, его «опошлили», превратив в объект для потребительской рекламы. Люди зарабатывают на прогрессе деньги, забыв о его истинном предназначении.
Безусловно, все эти новые технологии очень полезны в нашей жизни, в том числе и для меня. Я могу найти там все, что моя душа пожелает: музыку, книги, видеозаписи, фотографии, информацию, нужную мне для школы или просто для себя. Здесь мы общаемся, делимся впечатлениями и находим новых друзей. Это же огромное удовольствие! Меня Интернет и компьютер выручал миллион раз, и я не могу сказать, что это совершенно ненужное и глупое изобретение. Каждый из нас взаимодействует с Интернетом и техникой каждый день, но кто-то может остановится и взаимодействовать с реальным миром, а кто-то попадает в эти сети навсегда и остается в них.
То, что происходит сейчас напоминает мне хаос. Мы совершенно забыли о культуре, искусстве, традициях и даже нормальных человеческих отношениях. В погоне за новыми технологиями мы перешли черту обычного прогресса, превратив его в сумасшествие, в раковою опухоль на теле человечества. Я не говорю о том, что прогресс и новаторство – зло, это не так. Но оглянитесь вокруг, люди превращаются в бездушных роботов! Дети уже разучились держать в руках ручки, но в свои немногочисленные годы уже имеют свою страничку в Контакте, умеют пользоваться планшетом и iPhone и ведут свои блоги в Twitter, рассказывая о своей детской жизни, детских мыслях и желаниях. И это прогресс, господа?!! Разве этот процесс не должен приводить человека к полноценному развитию, высокому интеллекту и яркой, счастливой жизни, наполненной новыми победами и активной деятельностью?!! Нет?! Ну раз нет, тогда мы на самом пике технического прогресса! Мы безвольные, мелочные, поверхностные, не умеющие дружить и любить, не имеющие никаких устоев и верований! К нам даже инопланетяне никогда не прилетят, потому что сотрудничать со стадом безвольных людишек, считающих себя «двигателем прогресса», им не престало. Мы им просто не интересны!
Ну вот ответьте мне, разве нельзя прогрессировать и идти навстречу новым технологиям, сохраняя культуру, искусство, душу и мозг! Ведь, если акцентируешь свое внимание на чем-то одном, полноценного прогресса и движения не может быть! Люди, одумайтесь! Мы перестали читать! А ведь не читающая нация – это деградирующая нация. Да ладно только Россия, весь МИР тупеет на глазах, и если кто-то скажет мне, что это не правда, значит он просто не живет в ЭТОМ мире… Тоже выше упомянутое чтение заканчивается у многих на прочтении непонятных статей, непонятно кем написанных, и статусов, да пабликов в ВК (ДВ: В контакте)… Конечно, среди нас есть те, кто много читают, слушают музыку, наполненную глубоким смыслом, много гуляют с друзьями и ведут активный образ жизни. Но в общих чертах картина такая: мы забыли о том, что мы живые люди, перековеркав понятие о прогрессе, что в будущем, если мы не задумаемся о происходящем, приведет нас к деградации, и мы снова сядем в телеги и начнем рисовать наскальные рисунки… Вот об этом и рассуждаю я, печатая текст о моем отношении к информационно-коммуникационных технологиях на компьютере…    

Самохина Алина, 11 класс, 17 лет, декабрь 2013 года
Информационные технологии с течением времени занимают все более и более значимое место в жизни человека. Например, буквально 10 лет назад электронной почтой пользовались достаточно редко, сейчас же без этого достаточно сложно обойтись. Ежедневно, придя домой или на работу, мы проверяем почту: не появилось ли важных писем. Обмен информацией стал более быстрым, доступным. Каждый день миллионы фотографий, видео- и аудиозаписей, документов отправляются и принимаются людьми по всему земному шару. И я считаю, что это замечательно:  столь многим я смогла поделиться со своими друзьями и родными из Южно-Сахалинска, Красноярска, Токио и Денвера. Но если бы роль ИКТ в жизни на этом и завершалась.  Да, мне стало проще общаться с теми, кто живет за тысячи километров от меня, но ведь я общаюсь в интернете и с теми, кто живет через улицу. И живые люди заменяются аватарками. Осознавая это, я решила встретиться со своими друзьями в кафе и просто поболтать. В итоге я получила: куда бы мы ни пришли, каждый спешит «зачекиниться» в ‘Twitter’, выложить фото в  ‘Instagram’ и проверить, не оставил ли кто новых комментариев «Вконтакте».  Вместо того чтобы разговаривать с человеком, глядя в глаза, мне приходится обращать на себя внимание посредством сообщений в тех же социальных сетях.  В автобусах, кафе, школе, на улицах сложно встретить человека без планшета (ноутбука, телефона), мы разучились обходиться без этого. Мы зависимы.
Даже на столь обыкновенных примерах можно увидеть, что с одной стороны человек имеет больше возможностей, распоряжается бОльшим количеством информации, используя в жизни ИКТ, но при этом насколько более одиноким он становится, сколько времени он теряет в пустых чатах, пролистывая профайлы незнакомых людей и новости бессмысленных пабликов, просматривая ролики на YouTube, бросая птиц в Angry Birds, и т.д.
Информационно-коммуникационные технологии, безусловно, облегчили жизнь, но при этом очень важно научиться ограничивать себя от нежелательного контента, от чрезмерной траты времени и от траты его впустую. Однозначно к ИКТ относится нельзя, думаю, в этом со мной согласятся все.

Анастасия ЗАМИЛОВА, 10 класс, 16 лет, декабрь 2013 года
Не проиграй свою жизнь!

«…мы можем часами обсуждать в Интернете проблему компьютерной зависимости у детей…»
Влад Пак

«Если постоянно пользоваться мышкой, то мозг переходит в мышечное мышление».
Павел Шарпп

Современный мир – мир, полный информационно-коммуникативных технологий. У каждого второго есть планшет, карманный компьютер или любой другой новомодный гаджет. По дороге на учебу или сидя в кафе, мы пользуемся Интернетом.
Говорить о положительном действии подобных технологий можно бесконечно: быстрое получение важной и интересной информации, общение с родными и близкими через сотни километров. Это ж так удобно! Да, удобно, но грань между удобством и угрозой крайне тонка…
Вы когда-нибудь наблюдали за собой сколько раз вы заходите вi Сеть? Два раза в день? Пять? Три раза в час? Или может, пять раз  за десять минут? Конечно, вам это невероятно важно! Зачем идти гулять с друзьями, когда можно пообщаться с ними по Интернету? Да и нет у нас времени ни на гуляния, ни на творчество, ни на спорт, ни на учебу – мы, сгорбившись в три погибели, обновляем страницу «Вконтакте» и «Одноклассниках», фотографируем любимого кота и купленный тортик в «Instagram» и проходим последний уровень новенькой игры. Молодое поколение уходит в виртуальный мир – единицы смогут разорвать эту паутину зависимости, но подавляющее большинство – погрязнет в этой пучине.
Современное общество зависимо от компьютерных технологий. Речь идет не только о детях и подростках, но и о взрослых. Один знакомый программист как-то рассказал мне историю о своем клиенте. Это был сорокалетний мужчина, преуспевающий предприниматель, подсевший на компьютерные игры. Да-да, именно подсевший, как сидят на игле наркоманы. В один миг рассудительный, вдумчивый бизнесмен превратился в неврастеника. Он перестал следить за собой и за квартирой, не ходил на работу и не отвечал на звонки. Смыслом его жизни стал монитор компьютера. Он часами сверлил его глазами и не заметил, как ушла его жена с детьми. Он оброс, дурно пах и перестал выходить на улицу, а настоящим кошмаром для него была поломка «электронного друга». Мужчина, вернее то, что от него осталось, дрожащими пальцами набирал программиста и в слезах умолял его помочь. После починки «друга» он клялся завязать с играми, зарубить зависимость на корню, но стоило только хлопнуть двери за программистом, как он тут же возвращался в виртуальный мир…
Можно отрицать зависимость, говорить, что это все утрированно и надуманно, но факт на лицо – человечество деградирует. Дети и взрослые по всему миру не умеют грамотно писать и читать, не могут правильно держать ручку и верно построить предложение, а только и знают, что стучать длинными костлявыми пальцами по клавишам.
Оглянитесь вокруг – мы «подсели» на иглу компьютерной зависимости и не можем с нее соскочить. Вместо бешеного страха в глазах у нас улыбка на лице: некий «мистер X», которого вы знать не знаете, поставил «Like» на ваше фото. Как-то глупо это, бесчеловечно… Мы теряем человеческие черты, превращаемся в компьютерных зомби, не понимая, что кто-то зарабатывает на нас деньги. Огромные деньги, которые мы бездумно складываем в карман неизвестным людям, которые смеются над нашей глупостью. Мы не понимаем, что играя с компьютерными технологиями, рискуем проиграть свою жизнь!

 

Дмитрий Вячеславович. Задание написать личностный текст «Моё отношение к информационно-коммуникационным технологиям» в декабре 2013 года было дано всем ученикам моих 7, 8, 9, 10 и 11-х классов. Большинство ребят это задание выполнило. Текстов я свои руки получил много. Текстов разных. Одни дети видят всё только с положительной стороны, не пытаясь заглянуть в изнанку всех этих инноваций, но есть и такие, и их немало, которые в своём весьма юном возрасте видят и серьёзные проблемы посадки людей на наркотическую иглу информационно-коммуникационных технологий.
При всём моём желании показать здесь все детские тексты, пожалуй, я этого сделать не смогу. Да и, пожалуй, не стоит этого делать.  Представляя здесь часть этих детских сочинений, я ничуть не хочу обидеть остальных авторов.

Теперь и мне надо сесть, подумать и сформулировать своё видение проблемы использования ИКТ.

А пока я думаю, Вам, уважаемый читатель, предлагаю для размышления небольшой пост, взятый из источника http://www.adme.ru/zhizn-semya/shkola-bez-kompyuterov-763510 Очень хочется, чтобы радетели информатизации образования чуть умерили свой пыл.

«Дети работников кремниевой долины учатся без планшетов и ноутбуков. Технический директор eBay отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили сотрудники и других гигантов долины: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard. Называется эта школа — Waldorf of the Peninsula. Она имеет очень простой старомодный вид — доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.
Ученики 2 класса, стоя в кругу, повторяли за учителем стихотворение, одновременно играя с мешочком, наполненным фасолью. Цель этого упражнения — синхронизировать тело и мозг.
В прошлый вторник в 5 классе дети вязали на деревянных спицах небольшие образцы из шерсти, восстанавливая навыки вязания, полученные в младших классах. Этот вид деятельности, как утверждает школа, помогает развитию способности решать сложные задачи, структурировать информацию, считать, а также развивает коорди-нацию.
И это в то время, когда по всему миру школы торопятся оснастить свои классы компьютерами, а многие политики заявляют, что не делать этого — просто глупо. Интересно, что противоположная точка зрения получила широкое распространение в самом эпицентре высокотехнологичной экономики, где некоторые родители и педагоги дают понять: школа и компьютеры не совместимы.
Приверженцы обучения без IT уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Такие родители считают, что когда будет действительно нужно познакомить своих детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома.
Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, родители, считающие, что компьютеры не нужны, удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить? «Это супер легко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, — говорит мистер Игл, сотрудник кремниевой долины. — В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше».
Сами же ученики не считают себя обделенными высокими технологиями. Они время от времени смотрят фильмы, играют в компьютерные игры. Дети говорят, что даже разочаровываются, когда видят своих родителей или родственников, опутанных разными устройствами.
Орад Камкар, 11 лет, рассказал, что недавно ездил в гости к двоюродным братьям и сестрам и оказался в окружении пяти человек, которые играли со своими гаджетами, не обращая на него и друг друга ни-какого внимания. Ему пришлось трясти каждого из них за руку со словами: «Эй, ребята, я здесь!»

 Дмитрий Вячеславович, февраль 2015 года. Ну, вот, представляю кое-какие результаты моей мыследеятельности. Представленный ниже текст посвящен не столько угрозам нашему обществу, о которых писали мои ученики в своих текстах, сколько проблеме использования средств ИКТ в образовательном процессе.

 

О разумном использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

 Д.В. Верин-Галицкий, Хабаровск, учитель средней школы

PDF-файл статьи

Публикация статьи в журнале «Народное образование», № 4, 2015, PDF

Детство и подростковый возраст весьма быстро проходят. Но именно в этот период происходит активное развитие всех сфер человека, он физиологически растёт, он социально взрослеет, он интеллектуально развивается.  И от того, какой багаж он приобретет в это время, зависит вся его дальнейшая жизнь.

Вспомним, что образование  включает в себя две неотъемлемые компоненты: воспитание и обучение. Обучение происходит в процессе совместной учебной работы учителя и ученика с учебным материалом, самостоятельной работы ученика с учебным материалом и иногда групповой работы учеников с учебным материалом, и эта работа с учебным материалом – это  средство для развития у ученика памяти, мышления, логики, культуры, эрудиции, операционных и коммуникативных навыков. Т.е. по большому счету цель всей учебной работы в школе – это развитие этих самых памяти, мышления, логики, культуры, эрудиции, операционных и коммуникативных навыков, а работа с учебным материалом всего лишь средство. Воспитание же в рамках школьного здания – это в первую очередь передача личностного ценностного опыта учителей, исторических и литературных персонажей, рефлексия прошлого и настоящего, формирование ценностей в процессе проживания учениками различных ситуаций. Это главное. Всё же остальное, это  лишь скромное оформление главного. Правда, часто случается так, что оформление по значимости  становится важнее содержания, а средства становятся важнее целей.

И всё, что делает школьный учитель должно быть направлено на достижение целей обучения и воспитания, т.е. решая педагогические задачи, он должен вести ученика к обозначенным выше целям. Если учитель использует педагогические методы, приёмы, инструменты которые не ведут к достижению целей обучения и воспитания, то его деятельность можно обозначить как псевдодеятельность (что-то делается, видимость работы есть, а по существу топтание на месте, и поскольку результат отсрочен, в настоящий момент практически неуловим, то собственно и ответственности за данную педагогическую деятельность никакой). А если использование какого-то метода, приёма или инструмента работает на откат развития ребенка назад, то это уже  диверсия против своего же народа.

Примеры? Да запросто! Например, учителю необходимо, чтобы ученик поработал с каким-то учебным материалом, а чтобы он точно с ним поработал, необходимо, чтобы он представил продукт своей работы. А этим продуктом в современной школе часто становится презентация, созданная в программе MS PowerPoint (или аналогичных). Согласитесь, налицо использование в учебной деятельности информационно-коммуникационных технологий? Безусловно! Но… но есть один нюанс. Ребенок в интернете через поисковый сервис быстренько находит нужную информацию, какой-то текст, какие-то картинки, распределяет его по страницам презентации, ставит эффекты анимации на появление объектов и смену слайдов и выполняет ещё ряд действий оформительского характера. Поверьте, всё это делается достаточно быстро и дети очень легко это осваивают. За 15-20 минут запросто сваять такую презентацию из 4-7 слайдов.  Если в классе учится 25 учеников, и вдруг все принесли свои домашние задания, то проверить эти работы с защитой, да еще не в режиме чтения слайдов (что большей частью имеет место), а устным рассказом о представленном материале, за урок невозможно, уж не говоря о том,  что есть ещё материал нового урока, с которым стоило бы поработать. Работы просто сдаются учителю. Он их даже проверит (как минимум откроет и пролистает), и даже поставит «четверки–пятерки». Только что он проверял? Навык ученика искать информацию в сети, делить текст на небольшие блоки и раскладывать их по презентации, да еще как он умеет настраивать анимацию? Но урок то был по истории, и ученик должен был усвоить материал по истории. Усвоил ли он его? Едва ли. Но оценку он получил по истории. Вместо того, чтобы развивать память и эрудицию он ничего не развивал, потому что задавать простые условия поиска в сети и раскладывать текст по презентации он уже умел до этого.  На мой взгляд, это профанация учебной деятельности. Зато использование ИКТ, зато в ногу со временем!

Другой пример. В школе проходит предметная  неделя, например, физики. Еще до начала этой недели учитель задал задание группам учащихся создать проект «Физика вокруг нас», форма работы – настенная газета.  Зная как должны делаться настенные газеты, чтобы они были красивыми, и их хотелось читать, в которых чувствуется душа их создателей, и виден их труд, я редко такие встречаю, и, как правило, вижу другие «произведения»: на белом листе формата А1 приклеены прямоугольные белые листы на которых что-то напечатано с помощью принтера, над которыми возвышается кривой, маркером нарисованный, заголовок газеты… Когда вижу такие газеты, мне очень грустно… Сколько усилий было затрачено для создания такого горе-проекта?…  Зато использование ИКТ опять налицо. За что учителем была поставлена отметка восьмикласснику, когда технически эту работу мог сделать четвероклассник? А содержание… Так оно из Интернета, едва ли читанное и уж тем более не осмысленное, и вовсе не рожденное в процессе мыследеятельности…

Итак, информационно-коммуникационные технологии бодрым маршем шагают по образованию в нашей стране. Одни вожди ратуют за то, что надо быть продвинутыми в постиндустриальном обществе, другие дельцы очень умело это используют, поскольку образование – это огромный рынок сбыта техники, а финансирование образования преимущественно бюджетное и есть поддержка идеи тотальной информатизации свыше. Т.е. если ты не дурак, то на образовании можно очень неплохо зарабатывать… И пишутся программы развития, обоснования использования ИКТ везде где только можно, ведь красноречиво и весьма достоверно обосновать то можно всё что угодно (или почти всё), и будет это сделано очень убедительно, особенно тогда, когда на кону очень большие деньги прибыли, а правила игры откатной экономики. И создаются условия бытия учителей, в которых неиспользование ИКТ считается чуть ли неприличным. Ну, надо же тем, кто всё это продаёт или действует с ними в сговоре, чтобы была от них зависимость, чтобы больше и больше компьютеров вбрасывалось в образование! Логика то примитивно простая: больше техники поставим, больший доход получим. А чтобы больше её поставить, надо всех убедить, что это жизненно важно.

И вот в этих условиях учителю очень важно понимать то, что… вся наша педагогическая деятельность, все задания, которые мы задаём детям, должны быть адекватными целям обучения и воспитания. А задание только ради того, чтобы ребеночек поработал с компьютером, лично у меня вызывает недоумение.

Роль ИКТ-компетентности в современном отечественном образовании, на мой взгляд, чрезмерно раздута. В одной из публикаций в сети   встретил следующее:

«Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, родители, считающие, что компьютеры не нужны, удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить? Это супер легко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, — говорит мистер Игл, сотрудник кремниевой долины. — В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше»[1].

Я не работник компании Google, а российский школьный учитель, но я тоже не вижу этой причины. Важно понимать, что обладая развитым интеллектом и универсальными способами мыслительной деятельности, можно эффективно работать и с большими информационными потоками, и с освоением новых для себя видов деятельности. Как сугубо интеллектуальной, так и практической, но требующей для себя интеллектуальной базы. А для этого необходимо интеллект развивать, пока его возможно развивать, пока возраст позволяет это делать. Задачи решать по математике, физике, химии, программированию, которые как вещь в себе возможно и не пригодятся во взрослой жизни, но сам процесс работы с учебным материалом, освоение навыков интеллектуального труда, приложение усилий для получения результата бесследными не останутся. И в этом главная функция школы, с которой она должна справляться. Информационным технологиям учить, безусловно, надо, но их использование в образовательном процессе должно быть разумным.

Снова вернусь к примеру с настенными газетами. Например, для предметной недели информатики. Задаю тему газет «Информационные технологии вокруг нас». Задаю требования к их созданию.

  1. Делимся на группы от одного до четырех человек. Те, кто будут делать газеты в одиночку формат бумаги А2, те, кто будут работать группой по 2,3,4 человека, формат бумаги А1.
  2. Заголовок газеты должен привлекать к себе внимание.
  3. Должно быть представлено 5–6 направлений использования ИКТ в жизни человека.
  4. Запрет на использование принтера. Всё рисуем и пишем своими руками.
  5. Инструменты и материалы: бумага, карандаш простой, карандаши цветные, тонкие и толстые фломастеры   (маркеры), краски, гелевые ручки контрастных  фону цветов.
  6. Шрифт печатный или близкий к печатному, т.е. текст должен быть читаем.
  7. Каждый текстовый блок должен сопровождаться иллюстрацией.
  8. Газета должна иметь фон (материалы цветные карандаши или акварель), возможно под каждый текстовый блок свой фон с плавными переходами фонов друг в друга.
  9. Каждая газета должна быть представлена на суд зрителей и защищена.

Газета про информационные технологии,  но без использования информационных технологий? Нонсенс? Отнюдь. (Опять вспоминаем про цели обучения и воспитания, которые мы обозначили в начале статьи, и соотносим с тем, что мы делаем.) Ну а технологии ребята будут использовать при подготовке материалов для газеты. Они уже по-другому не могут. Но сам продукт  будет сделан своими руками, и времени потребует значительно больше, чем на создание презентации с текстом, который даже не читается и уж тем более не осмысливается, при создании этой презентации. У тех, кто будет работать группой, межличностной коммуникации в отношении этой работы будет достаточно. Те же, кто будет выполнять работу в одиночку (на что они тоже имеют право) сами готовят материал, сами делают газету, сами её и представляют (навязывать детям, которым комфортнее работать в одиночку «помощников», которые, по сути, станут нахлебниками, не нужно). А работать с кистями, красками, цветными карандашами… Это много сложнее, чем инструмент «заливка» в графическом редакторе Paint. А написать печатными  убористыми буквами текст? Уверяю вас, здесь очень и очень надо постараться, чтобы что-то путное получилось.

(А то, что в итоге у нас получилось, смотрите ниже в фотофильме и фоторепортаже.)

 И ещё, в качестве эпилога.

Образованного юношу всегда можно научить работать с информацией, его интеллект это позволит сделать совершенно легко, и он будет адекватно отличать средства от целей. А вот того, кого с детства приучали брать чужое и выдавать за своё, придавая некий внешний лоск в компьютерных презентациях и сдутых с Интернета рефератах, образованным уже не сделать никогда.

[1] http://www.adme.ru/zhizn-semya/shkola-bez-kompyuterov-763510

Фотофильм  о фестивале газет «Информационные технологии вокруг нас», февраль 2015 г

Фоторепортаж  с фестиваля газет «Информационные технологии вокруг нас», февраль 2015 года:

inf_tehn_2 inf_tehn_2 inf_tehn_3

Фотофильм  о фестивале газет «Информационные технологии: «ЗА» и «ПРОТИВ», март 2016 г

Фоторепортаж  с фестиваля газет «Информационные технологии: «ЗА» и «ПРОТИВ», март  2016 года:

 festival_gazet_2016_1  festival_gazet_2016_2
 festival_gazet_2016_3  festival_gazet_2016_4

Так же см. по теме: