Статья в альманах «Грань» (Хабаровск) в поддержку проекта «Стать Человеком»

Уважаемые папы и мамы своих детей, совсем маленьких, первоклассников, второклассников…, или тех, кто чуть постарше – подростков, здравствуйте! А помните, как Вы были счастливы, когда на свет появился Ваш малыш?  А может быть Вы испытывали это состояние не один раз?… Но рождение ребенка – это только начало пути. Его пути. Вашего вместе с ним пути.  А дальше у него начинается весьма непростой многолетний  путь взросления.  И, конечно же, родителям хочется, чтобы их дети в жизни и добились многого, и внуками их осчастливили, и чтобы когда совсем вырастут, не забыли про самих родителей. Но чтобы эти мечты исполнились, нужно, ох, как много над этим потрудиться. И всегда, всегда, всегда помнить, что  Вы и только Вы в первую очередь несете ответственность за то, какими станут Ваши дети, а не школьные учителя, государство, плохая компания, телевидение или интернет. Ведь Вы же не хотите когда-нибудь в свой адрес услышать: «Я не просил, чтобы вы меня рожали», – со всеми неприятными для Вас вытекающими из этой претензии следствиями.

Правда, не хотите? Но что тогда делать, чтобы ребенок стал взрослым. Настоящим Взрослым, а не взрослым по количеству прожитых лет.

Для начала давайте попробуем определить для себя, кто же он такой – взрослый. Про кого мы можем сказать, что он ведет себя по-взрослому или что он поступает по-взрослому? Каковы критерии оценки взрослости? Как минимум это надо понимать для того, чтобы знать, по какому пути направлять воспитание детей.

Конечно же, взрослый должен быть самостоятельным. Решил и сделал. Значит, будем воспитывать самостоятельность. Причем начинать это делать надо как можно раньше. Лучше с первых шагов. Потом может оказаться, что уже поздно.

Но как воспитывать самостоятельность, если «сюда не ходи, туда не ходи, это не бери, туда не лезь…» Поэтому думаем, как в ситуации множества ограничений и запретов самостоятельность воспитывать.

Но самостоятельность в цивилизованном мире не может существовать без ответственности. Взрослый же должен быть ответственным за себя, за других людей, за свои поступки, которые он совершает, за слова, которые он произносит? Конечно, должен! Но как воспитывать ответственность? Строгими нудными нотациями: «Ты должен быть ответственным!!!»? Не уверен, что это даст результат. И здесь думаем, как сделать так, чтобы эту важную черту характера ребенок вынес во взрослую жизнь.

Наверное, взрослый должен уметь добиваться поставленных целей и не пасовать перед трудностями. Конечно, должен! И еще он должен иметь потенциал жизненной устойчивости, чтобы не ломаться в тяжелых ситуациях, которые нет-нет, да вдруг случаются. И то, и другое – это проявление воли, а  воля – это один из очень важных механизмов управления нашей жизнью. Поэтому волю надо воспитывать, и желательно с младенческого возраста.

А еще взрослый от невзрослого отличается способностью внутреннего анализа своих поступков, мира вокруг и корректировкой своей нынешней и будущей жизни в соответствии с этим анализом. Этот внутренний анализ называется рефлексией. Рефлексия  тоже является одним из механизмов управления нашей жизнью. Развитость же рефлексивных способностей зависит и от развитости интеллекта, и от накопленного жизненного опыта, и от личностных установок. Способность к рефлексии – это как раз одна из тех способностей, которая существенно выделяет  человека из животного мира. Но эту способность, как и любые способности, надо развивать, чтобы она не оставалась в зачаточном состоянии. И это тоже требует немалых  усилий. Так что выбор за Вами: к людям, или назад к природе и диким предкам, подчиняющимся только инстинктам.

А как быть с нравственностью? Несмотря на перевернутость современного мира с ног на голову, поверьте, нравственность не стала пережитком прошлого. Сможете у своего ребенка сформировать крепкую нравственную базу – вам же самим это и воздастся. Механизмы формирования нравственности весьма непростые, и, конечно же, они далеки от нудных нотаций. Поверьте, только поучениями  интонацией, не требующей возражений, Вы мало что сможете сделать.

Детство очень быстротечно. Но отпечаток на будущей жизни оставляет весьма ощутимый. Если в детстве не сформировать те взрослые черты характера и способности, о которых мы говорим, а так же не сформируем нравственные установки, то выйдя за порог школы, это будет сделать весьма затруднительно, а может быть и невозможно. Поэтому очень важно успевать делать всё своевременно.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал Человеком, Вы настроены разбираться в проблемах Детства,  предпринимать шаги, чтобы не потерять драгоценное время и действительно вывести во взрослую жизнь своего ребенка подготовленным, я приглашаю Вас на страницы авторского Web-сайта, который так и называется «Стать Человеком» (http://статьчеловеком.рф/)

Пару слов о себе.

Меня зовут Дмитрий Вячеславович. Я школьный учитель средней школы № 32 г. Хабаровска. Учебный предмет информатика, но сфера моих педагогических интересов лежит несколько в иной плоскости, а именно меня интересует психологическая проблема взросления детей доподросткового и подросткового возрастов и пути педагогического сопровождения этого очень сложного процесса. Как я пришел к этому? Через свой детский спортивный туризм, из которого вырос сам и которому вот уже более двадцати лет посвятил как руководитель детского туристского объединения.

Мне нравится ходить в походы с детьми, наблюдать за тем, как они растут, как изменяются. И где-то после десяти лет существования в режиме школьного учителя и руководителя детской туристской группы,  я стал осмысливать детский спортивный туризм  как очень хорошую школу взросления. А осмысливая, стал осмысливаемое излагать на «бумаге». Вначале в форме наблюдений за детьми, работая над нашими с ними совместными «книгами о походах». Несколько позже стал выстраивать своё видение педагогики детского спортивного туризма.

А дальше – больше. От туристской школы взросления пришел к осмыслению процесса взросления вне контекста привязки его к тому или иному роду детской деятельности.

На страницах сайта «Стать Человеком» я не даю готовых педагогических рецептов, которые, возможно, кто-то от меня ждет. Просто не имею права их давать: одного ребенка такой рецепт может исцелить, а другого – погубить. И то, с чем вы познакомитесь на страницах сайта, конечно же, не для всех детей и не для всех родителей. Свое понимание и свой опыт  не навязываю, на истину не претендую и никого ни к чему не принуждаю. И всё же надеюсь, что что-то полезное на сайте «Стать Человеком» ( http://статьчеловеком.рф/ ) Вы для себя найдете, и это уже будет хорошо. А может быть случится так, что Вы как родитель захотите, чтобы ваш ребенок оказался в наших педагогических руках. А вдруг?

Успехов Вам в воспитании ваших детей!

Д.В. Верин-Галицкий

http://статьчеловеком.рф/