Формирование чувства патриотизма средствами походного направления туристско-краеведческой деятельности

Д.В. Верин-Галицкий, Региональный центр детско-юношеского туризма КГАОУ ДО РМЦ Хабаровского края

Походное направление туристско-краеведческой деятельности является эффективным средством воспитания  самостоятельности, ответственности, навыков взаимодействия с другими, воли, нравственности, патриотизма.

Чувство патриотизма формируется в подростковом возрасте, когда ребенок ногами ходит по своей земле, видит её глазами, дышит её воздухом, чувствует её, переживает свои трудности в тесном с ней контакте.

Ключевые слова: туристские походы с детьми; туристско-краеведческая деятельность; воспитание самостоятельности, ответственности,  характера и воли, навыков взаимодействия с другими; патриотическое воспитание; патриотическое сознание; чувство патриотизма.

Туристско-краеведческая деятельность как направление системы дополнительного образования детей занимает совершенно особое место. Эта сфера дополнительного образования детей очень многопланова и включает в себя краеведение, экскурсионную работу, а также такие активные формы туристской деятельности, как туристские походы и соревнования по спортивному туризму.

В этой статье мы остановимся на воспитательном потенциале походного направления туристско-краеведческой деятельности и попытаемся посмотреть на него с точки зрения патриотического воспитания.

Один из педагогических смыслов туристских походов с детьми по родному краюэто изучение своего края не по фотографиям в книге или на экране монитора, не через тексты, а в туристском походе по родной земле, а через прямой контакт с ним и в активном с ним взаимодействии.

Мы ни в коем случае не обесцениваем работу педагогов с текстом, с иллюстративным материалом, проектные, исследовательские работы детей и другие формы учебной деятельности, используемые в образовательном процессе в образовательном учреждении. Но по силе влияния на сознание ребёнка воспитание и обучение в туристском походе стоит на порядок выше.  Потому что здесь есть длительное по времени проживание педагогической ситуации в условиях природной среды, задействованы все каналы получения информации: через звуки, запахи, через тело, которое устало и ты буквально валишься с ног,  через картины реального мира, через вкус лесной ягоды, родниковой воды, или походной еды, приготовленной на костре. А проживание ситуации рождает эмоции, которые в детстве фиксируются в сознании очень сильно, а память эти ситуации и связанные с ними эмоции  может сохранять на протяжении всей жизни.

Педагог и учащиеся в условиях туристского похода на протяжении длительного времени находятся в прямом контакте и в постоянном взаимодействии и его педагогическое влияние на подопечных является весьма сильным. Это влияние происходит через нравственные установки педагога, его поведение, через стиль и содержание его общения с юными туристами.

В течение нескольких дней похода может произойти такое количество событий, какого в городской жизни не происходит и за более длительный промежуток времени. Неделя похода может дать такой педагогический эффект, какого в городских условиях не получить и за год.

Природная среда, особые условия выполнения многих бытовых операций, без которых невозможно обеспечение своей жизнедеятельности, романтика путешествий, замкнутость и автономность группы делают туристскую деятельность эмоционально и педагогически насыщенной. Участие в туристских походах трансформируется для учащихся в личный опыт, который может стать эталоном для их будущей взрослой жизни.

Воспитание – это формирование мотивационно-ценностной сферы ребёнка. И никак иначе, потому что именно мотивы и ценности являются основой поведения человека, его отношения к своей Родине, к своему труду, к своей семье. А мотивы и ценности формируются в процессе педагогического влияния и социализации.

Какие же изменения происходят с детьми в педагогических условиях туристского похода? Какие ценности мы формируем?

Представим основные педагогические смыслы «воспитания походом», чтобы картина была более целостной.

Мы становимся более самостоятельными. А как по-другому? Родителей рядом нет, поваров нет, множества взрослых, которые делают всё за нас, тоже нет. А наши поступки и действия работают и на обеспечение нашей жизнедеятельности в весьма непростых условиях природной среды и влияют на успешное прохождение маршрута.

Мы становимся более ответственными. Безусловно! Ведь мы осознаём, что наши решения, поступки и действия могут иметь цену. А самая высокая цена — это жизнь человека. И это не пафос: в условиях туристского похода всё очень серьёзно и всё по-настоящему.

Мы учимся коммуникации и взаимодействию друг с другом. В походных условиях внутри замкнутой и автономно существующей группы возникает множество ситуаций, проходя через которые, ребёнок учится строить взаимоотношения с другими людьми. Формирование коммуникативных навыков для большинства ребят происходит, как правило, совершенно естественно без какого-то «специально организованного педагогического влияния».

В условиях замкнутой туристкой группы хочешь-не-хочешь, а приходится как-то строить отношения и сосуществовать на одном пространстве с другими людьми. Учиться быть терпимее к другим, учиться принимать их такими, какие они есть.

Как правило, детский туристский коллектив – это разновозрастное объединение детей, в котором практически всегда старшие, более опытные ребята становятся наставниками для младших и помощниками для руководителя. Кто-то становится командиром, кто-то – ответственным за питание, кто-то — ответственным за снаряжение. А младшие в этом естественном педагогическом процессе в свою очередь становятся помощниками у своих старших товарищей и перенимают у них опыт.

Мы укрепляем  характер и волю. Ведь преодоление трудностей невозможно без усилий и терпения. Именно тогда выковывается характер и закаляется воля. И само движение юных туристов по маршруту, где главный движитель – мускульная сила самого человека? Это не что иное как инструмент волевой закалки.

Именно воля работает на то, чтобы поставленные цели достигались, чтобы намеченное осуществлялось, чтобы жизненные трудности не ломали человека. Воля тренируется только в трудностях и их преодолении. А много ли трудностей есть в городской жизни у современных детей, тех трудностей, которые необходимо преодолевать, сжимая зубы?

В туристских походах воспитание воли происходит очень естественно, потому что трудностей физического плана, где надо просто терпеть, превозмогая усталость, справляясь со своей слабостью – достаточно.

Мы принимаем нравственные установки. Подростки узнают о нравственных положениях от других людей, но не всегда принимают их как нравственные установки. На формирование нравственных установок влияет деятельность, в которой присутствуют отношения между людьми. Ведь нравственное положение, о котором подросток узнаёт, например, от взрослых, должно получить подтверждение в процессе проживания им ситуаций, в которых есть отношения между людьми, есть межличностная коммуникация. В этом случае в  сознании ребенка то или иной нравственное положение проявляется в различных ракурсах и либо принимается окончательно, либо отторгается. Иначе все слова-нотации, адресованные подросткам, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» не усваиваются.

Мы становимся патриотами своей Родины.

Туристские походы с детьми по родной земле это не что иное, как очень сильное средство воспитания чувства патриотизма.

Говоря о воспитании патриотизма важно разделять формирование патриотического сознания и формирование чувства патриотизма. Патриотическое сознание формируется в процессе обучения. Это сфера интеллекта, которая, если рассматривать его формально,  представляет собой результат усвоения некоторого набора патриотических установок.

Чувство патриотизма формируется  в процессе проживания множества ситуаций связанных со своей родиной и ощущается человеком не столько сознанием, сколько душой и телом, т.е. через эмоциональные и физические переживания.

Патриотическое сознание без чувства патриотизма является слабым на предмет устойчивости. Например, установки социальной ситуации, в пространстве которой живет человек,  изменились, сознание человека их себе объяснило и приняло. И прежние патриотические установки оказались замененными на иные. И тому примеров вокруг нас предостаточно.

Все(!), что касается сознания, если нет фундамента  на уровне глубинных эмоций  (того, что связано с душевными и телесными переживаниями), является неустойчивым. Поэтому важно патриотическое воспитание начинать все-таки с акцентов на душу и связанное с ней физическое тело (информация из сознания может уйти, а вот эмоции и связанные с ними телесные переживания в памяти хранятся долго – это объективная реальность).

Когда дети ногами ходят по своей земле, глазами видят её, дышат её воздухом, чувствуют её, переживают свои походные трудности в тесном с ней контакте, происходит резонанс информационного влияния, эмоциональных переживаний и физических ощущений  и  формируется чувство единения со своей землей или иначе чувство патриотизма.

Сформированное в подростковом возрасте чувство патриотизма является очень сильным. Если в подростковый период чувство патриотизма не было сформировано, то в дальнейшем оно может уже и не возникнуть. Патриотическое сознание может возникнуть, а чувство патриотизма – нет. И как мы уже сказали, патриотическое сознание по устойчивости является в сравнении с чувством патриотизма более слабым.

Мы не случайно постарались весьма детально описать суть воспитательного потенциала походного направления туристско-краеведческой деятельности. Потому что мы не можем вычленить  формирование патриотизма из всего педагогического контекста походного воспитания. Ведь все названые нами основные направления воспитания (воспитание самостоятельности, ответственности, навыков взаимодействия с другими, воли, нравственных установок)  в совокупности с патриотическим воспитанием в результате формируют настоящего гражданина своей страны.

Январь, 2021 г.