Педагогическая рефлексия в детском туристском коллективе

Верин-Галицкий Д.В. «Педагогическая рефлексия в детском туристском коллективе». Журнал «Народное образование». Москва. 2011, № 3, С.221-227; та же статья в журнале «Социальная педагогика». Издательство «Народное образование». Москва. 2011, № 3, С.82-90

Чем более цивилизован мир вокруг нас, чем большим количеством благ цивилизации мы пользуемся, тем медленнее происходит взросление детей. Аксиома: человек взрослеет тогда, когда преодолевает жизненные препятствия – работает. Нет препятствий, которые необходимо преодолевать – нет взросления. Большое количество выпускников школ с одной стороны вполне адаптированы в городской жизни, но вместе с тем многие из них не способны решать многие житейские проблемы, проблемы связанные с трудовой деятельностью, проблемы нравственного выбора, поскольку в их детском и подростковом периоде им весьма редко приходилось сталкиваться с ситуациями преодоления сложных препятствий, самих себя. Родители и общеобразовательная школа очень старательно ограждали их от каких бы то ни было преград.

Под школой взросления мы понимаем педагогическую среду (организованную или возникшую стихийно), в которой человек проживает, являясь ребенком в настоящем, «взрослую» жизнь с её ролями, ответственностью, преодолением препятствий, которые не воспринимаются им как игра, со всеми сложностями коммуникации между участниками педагогического взаимодействия и обучением выстраивания отношений между ними.

Для детей любой спортивный туристический поход – это школа взросления. Ведь здесь как нигде в преодолении огромного количества различных препятствий, открываются  и хорошие, и не самые лучшие качества каждого. Здесь, на поверхность выходит то, что в обычной городской жизни прячется глубоко внутри. Не ведая того, каждый показывает самого себя настоящего, а не придуманного или адаптированного в соответствии с ситуацией дома, в классе, в школе или во дворе. Здесь жизнь настоящая, здесь живут равные среди равных.

Несколько дней похода впрессовывают в себя столько впечатлений и эмоций, что в городской жизни не происходит и за более длительный промежуток времени. Неделя похода может дать такой педагогический эффект, какого в стерильных городских условиях не получить и за год.

Важным компонентом воспитания, ведущего к взрослению, является проживание ребенком состояния рефлексии. В современном педагогическом процессе (школьном или внешкольном) внимания детской рефлексии отводиться очень мало. В основном акцент делается непосредственно на детскую деятельность, которую  педагоги стремятся сделать яркой и интересной, забывая о том, что ценность такого воспитания становится на порядок выше, если эта деятельность сопровождается детской рефлексией.

Нет необходимости убеждать тех, кто причастен к педагогическому труду в  том, что детская рефлексия занимает совершенно особое место в движении ребенка к человеку взрослому. Но эта особенность осложнена тем, что для многих педагогов создание ситуаций, в которой процесс рефлексии у детей идет естественно и не выглядит «воспитательным мероприятием», является сложной педагогической задачей. И подчас  попытки создать ситуацию рефлексии выглядят очень искусственно и напряженно. Потому что рефлексия – это процесс не публичный, а глубоко внутренний и камерный. И эта его скрытая от посторонних глаз особенность делает эту педагогическую работу более сложной и интересной одновременно.

Одним из важных компонентов нравственного взросления является осмысление ребенком происходящих событий и себя в них. Создание ситуации педагогом, когда ребенок внутри себя произносит аутентичный текст, направленный на осмысление происходящих событий – уже достижение педагога. Однако, «высшим пилотажем» его педагогической деятельности по созданию рефлексивного пространства становится создание ситуации, в которой ребенок озвучивает аутентичный текст. Это озвучание может происходить вслух, а может – и письменно.

Аутентичная речь – это совершенно особая форма речи, которая не обязательно может быть грамматически правильной и выверенной, но она всегда искренняя, основанная на внутренних переживаниях. Это живая речь, в действительности представляющая те процессы, которые происходят внутри человека. Неформальная среда общения между детьми, между детьми и взрослыми в детском туристском объединении снимает многие поведенческие шаблоны, которые накладывают на ребенка школьные и дворовые среды общения. Соответственно, возможностей сделать аутентичную речь ребенка звучащей, в этих условиях намного больше.

В работе нашего детского туристического объединения «Арго» (Хабаровск, МОУ СОШ мы отмечаем непроизвольные и произвольно создаваемые формы выхода к детской рефлексии.

Внутренний диалог ребенка с самим собой. Иногда достаточно ребенка погрузить в среду,  создающую определенный фон, который даст толчок к тому, чтобы этот диалог наступил (берег реки со спокойным течением или  бурлящим потоком, ночной костер, закат солнца, линия горизонта, звездное небо и Млечный путь и пр.)    Как правило, в этом диалоге проживаются ситуации, происходящие в рамках данного похода, или те, которые идут из повседневной жизни, но погрузиться в них в условиях города нет возможности.

Индивидуальный разговор руководителя с ребенком в случае его (ребенка) проблемной ситуации, (руководитель в роли детского психолога или взрослого, которому можно доверять). В этом случае педагог,  прежде всего собеседник, который старается вывести ребенка на произнесение им вслух своей проблемы с последующим её самоанализом и видимым самим ребенком возможным выходом из проблемной ситуации. Педагог же вправе дать своё видение проблемы и выход на её решение, но в ненавязчивой форме («Мне кажется что…», «Я поступил бы так…», «Давай подумаем, как нам лучше с этим справиться…»). Такая форма выхода к рефлексии возможна только при полном доверии ребенка педагогу.

Групповое подведение итогов дня. Анализ в группе всего прожитого походного дня с исключением каких либо взаимных обвинений друг друга и максимальным включением в этот анализ всех участников. Такой анализ проводится по факту выполнения каждым участником своих походных ролей, обязанностей и поручений этого дня. Причем роль руководителя в данном случае – организация такого группового диалога. Самому же руководителю желательно во время этого разговора встать на ступеньку старшего товарища, максимально уходя от своей руководящей роли. Это разговор равного с равными, где главной ценностью является Культура диалога между детьми,  между взрослым и ребенком, а также выход на произнесение ребенком вслух аутентичного текста.

Письменные опросы руководителем ребят.

До похода, вопросы могут быть примерно следующего содержания:

        • Опиши свои ожидания перед предстоящим походом?
        • Чему бы тебе хотелось научиться во время предстоящего похода?
        • С кем бы тебе хотелось поближе познакомиться или подружиться и почему?

По завершении похода, например на последнем биваке, в поезде, на вокзале, но не дома. Дома будет уже совершенно иное восприятие и совершенно иная рефлексия, хотя и она важна тоже. Вопросы могут быть примерно следующего содержания:

        • Оправдались ли твои предпоходные ожидания?
        • Чем в эмоциональном плане стал для тебя этот поход?
        • Что нового ты вынес для себя из этого похода в сфере отношений между людьми?
        • Что ты нового узнал во время этого похода?
        • Чему ты научился во время этого похода?
        • Как ты считаешь, в чем ты во время этого похода оказался слаб и над чем тебе надо работать?
        • Опиши самый яркий и запоминающийся сюжет этого похода.
        • Я хочу сказать…

Формулируя вопросы, желательно, чтобы и их текстовая формулировка и их подача руководителем с его комментариями  сразу начинали работать на процесс создания у ребенка состояния рефлексии, приводили бы его к аутентичной речи.

Во время этой работы важно нацелить ребят на то, что они будут писать ответы на эти вопросы лично руководителю. Здесь возникает вопрос доверия ребенка руководителю. Очень важно при обработке и дальнейшем использовании руководителем ответов детей на эти вопросы не сделать достоянием огласки тексты личностного, интимного содержания. Важно помнить, что самым ценным в этой работе является не содержание самих ответов (хотя оно бесспорно важно для руководителя и позволяет на многое взглянуть глазами детей, сделать для себя определенные выводы), а сам процесс их написания, во время которого и происходит непосредственно взросление.

Один из способов создания ситуации рефлексии, является игра в написание «книги» про поход. Тот, кто хочет (требовать от каждого выполнения этой работы нельзя) в своей тетрадке в свободное время рассказывает об интересных событиях прошедшего дня, о своих ощущениях во время этих событий. Здесь важно нацелить ребят на то, что хронология событий неважна, а интересно то, что они чувствовали в тот момент. Для «книги» интересны ощущения, которые были «там». По завершении похода эти детские тексты обрабатываются и становятся частью «книги» о походе, которая собирается детьми. В век информационно-коммуникационных технологий подобная работа является весьма интересной и педагогически насыщенной.

Текст бумажный, от текста, который «прокручивается» в голове у ребёнка, отличается. Он не всё напишет, потому что пока ещё не всё может доверить бумаге. Но то, что сел, и взял тетрадку и ручку в руки уже означает, что процесс рефлексии пошел. И очень важно, чтобы это делалось «здесь и сейчас», а не после похода. Пусть в чём-то эти тексты могут показаться наивными, но это детские тексты и они совершенно искренни, в них есть своя прелесть и они совершенно уникальны, потому что они пишутся «из себя». В них очень много из того, что ребята переживают во время похода.

Очень важно помнить, когда мы создаем ситуацию написания детьми аутентичного текста, некоторые правила, без которых вся эта работа может не пойти.

1. Бумага и ручка должны быть доступными. Тетрадь может быть общей для всех, но в этом случае ожидать именно рефлексивных текстов можно едва ли. Возможно, завести отдельную тетрадь для девочек, отдельную для мальчиков, отдельную для руководителя. А вообще в идеале у каждого должна быть своя тетрадь. Либо у руководителя, в доступном для детей месте, должно быть много листов писчей бумаги, к которым ребенок по мере возникновения желания мог бы обращаться.  Для чего так? Чтобы исключить для ребят ситуацию прочтения их «откровений» здесь и сейчас. Ведь далеко не каждый комфортно себя чувствует, когда только что написанный текст кем-то читается в присутствии автора. Варианты «общения с бумагой» могут быть разными, главное исключить принудительность подобной работы.

2. Кому пишут дети? Очень важно помнить, что, создавая ситуацию написания рефлексивных текстов, ребята всё-таки будут ориентироваться на того человека, который их мотивирует на эту работу. Как правило, это руководитель или его помощник, но может быть и тот, кто в поход не пошел, а остался в городе. Это должны быть такие люди, которым ребенок доверяет. Вопрос доверия в этой работе играет огромную роль. Иначе ничего не получится.

3. Сам руководитель тоже должен писать, поскольку установка для всех – «Мы пишем книгу про поход» – и распространяется она на руководителя тоже. Это коллективный труд.

4. «Книга про поход» должна появиться. Это уже будет опредмеченным результатом всей «писательской» работы юных туристов. Этот «результат» можно подержать в руках, почитать, показать родителям. Не страшно, что в этом итоговом произведении о прошедшем путешествии многие сюжеты и моменты похода в текстах разных участников похода повторяются, зато они личностны, и в них, в их существительных, прилагательных, глаголах, междометиях есть видение и оценка каждого, кто приложил руку к тому, чтобы это итоговое произведение появилось на свет.

В статье «Поход как ситуация воспитания» [Верин-Галицкий, Д.В. Поход как ситуация воспитания / Народное образование. – 2008. – № 3. – С. 227-233] в качестве примера проживания событий похода мы приводили детские тексты, которые стали частью «книги про поход» и ответы ребят на вопросы послепоходной рефлексии.

В июне 2009 года детский клуб «Арго» проводил поход-сплав по реке Яурин (Хабаровский край). Это было небольшое недельное путешествие первой категории сложности с некоторым количеством препятствий второй категории сложности, в котором участвовало двадцать детей, трое студентов и два руководителя. В последний день похода ребята, уединившись, письменно отвечали  на следующие вопросы:

  1. Что я ожидал от этого похода?
  2. Насколько оправдались мои ожидания?
  3. Что нового для себя я вынес из этого похода? Чему научился?
  4. Опиши наиболее интересные события.
  5. Я хочу сказать…

Мы приводим ответы некоторых ребят-участников со «взрослыми» комментариями руководителя (выделены курсивом), чуть более объемные, чем комментируемые детские высказывания, поскольку за этими текстами скрываются отдельные ситуации и личности каждого ребенка. Эти комментарии в свою очередь также являются рефлексивной оценкой событий похода.

Настя (14 лет)

1. Что я ожидала от этого похода? «Я ожидала много тренировок, нагрузок. Ожидала, что будет побольше шивер и поменьше плеса!»

Настя относится к разряду спортсменов гребцов-слаломистов, поэтому одним из ожиданий от этого похода для неё для неё была возможность как можно больше проводить времени на воде в каяке, тренироваться. Имея опыт за плечами весьма серьезного похода по реке Акишма четвертой категории сложности в каяке, вполне естественно, что Насте хотелось побольше водных препятствий и в этом походе.

2. Насколько оправдались мои ожидания?  «Мои ожидания оправдались на 96 %. В первые дни мы шли по10 км в день, это было очень удивительно, потому что я думала, что нагрузки будет больше».

Непродолжительность дневных переходов первых дней обусловлена небольшим километражем всего похода (110 км), акцент руководители делали на отработку навыка лагерных работ, которые требуют времени. И еще важно отметить, что все дети – участники этого похода имели разный уровень подготовки, и перегружать новичков большими нагрузками первых дней  было совершенно ни к чему.

3. Что нового для себя я вынесла из этого похода? Чему научилась? «В этом походе я научилась мыть котелок с обратной стороны. Было очень весело! Мы мыли по собственному желанию!»

Мыть котел с внешней стороны – это один из видов наказаний за проступки. Эта работа относится к категории бесполезных: отмытый до блеска котел при следующем приготовлении пищи на костре снова становится закопченым. Однако у ребят иногда возникает желание просто так помыть котел снаружи. Об этом Настя и пишет.

4. Опиши наиболее интересные события. «Весь поход был очень позитивен! Но больше всего мне очень понравилось, когда меня ставило на переднюю «свечку» на каяке в бочке на шивере Аланапской. Еще очень понравилось проводить  спасательные работы на двухместном катамаране с Сашей Н. Здорово, что погода порадовала нас, было очень много солнца и поэтому мы очень много купались! Несомненно, понравилась компания! Все очень веселые и позитивные. Особенно товарищи Павел и Василий очень хорошие, добрые и просто классные ребята!»

Этот поход действительно по своему эмоциональному состоянию был очень добрым и теплым. И это отмечают практически все его участники. Настя очень жизнерадостный ребенок, поэтому она и отмечает, что было много солнца, хотя на самом деле было и много серой и дождливой погоды. Оценка ребенком погоды по окончании похода – очень хороший индикатор его жизнерадостности и открытости миру. А позитивная оценка окружающих (компании) – это индикатор коммуникативного потенциала.

5. «Я хочу сказать, что поход был просто супер! Всё просто классно! И погода, и компания, и просто всё. Обязательно пойду снова! Всё супер!»

Что ж, приятно.

Станислав (15 лет)

1. Что я ожидал от этого похода? «Я поехал в этот поход, потому что мне это нравится. Нравится ходить в осенние, зимние и летние походы. С каждым походом получаешь всё больше опыта. Приобретаешь много новых знакомых».

Стас занимается в клубе с двенадцати лет и опыт походный к своим пятнадцати годам имеет немалый. Это ребенок, на которого действительно можно положиться. При этом он относится к категории «махровых троечников», проводит много времени на улице, были проблемы и с милицией. У Стаса очень трудолюбивые руки, которые быстро «схватывают» новый для них вид деятельности. Стас действительно очень ценит то, что в походах он уже очень многому научился. Так же для Стаса ценно, что наш туристский круг общения несколько иного уровня, чем тот, с которым ему приходиться сталкиваться в обычной жизни.

2. Насколько оправдались мои ожидания? «Я никогда не ожидаю от походов ничего такого сверхъестественного. Просто иногда надо куда-то свалить из города, чтобы не сойти с ума, от всей этого городской суеты».

Не только взрослые, но и дети отмечают, что от городской жизни надо отдыхать, на какое-то время от неё уходить. Походные условия, добрый коллектив благотворно влияют на приведение в порядок общего психологического состояния человека.

3. Что нового для себя я вынес из этого похода? Чему научился? «Из этого похода я вынес, что не надо ничего бояться, всё в этой жизни возможно, всё зависит от самого себя. Надо пользоваться возможностью и учиться, пока такая есть».

Во время похода Стас подружился с Сашей Н., который из всех наших детей гребцов-слаломистов является  самым сильным спортсменом. Стас, если видит, что кто-то что-то делает хорошо, он, в силу своего характера, обычно не спрашивает, как этот человек это делает. Он просто примечает, старается повторять, и в процессе этого учится. Стас отмечает именно эту возможность тренировок на воде вместе с Сашей, во время которой можно многому научиться.  

Ксения (14 лет)

1. Что я ожидала от этого похода? «Начала этого похода я ждала долго. Во мне буквально горело множество положительных эмоций. Я хотела поскорей познакомиться со всеми участниками похода, посмотреть и прочувствовать все прелести горной реки, Ведь это так интересно!!! А природа – непередаваемое словами зрелище».

Ксения воспитывается мамой и бабушкой. Мама – майор милиции. Ксения занимается в балетной школе. Очень легкая и открытая. Опыта туристских походов до этого похода девочка не имела, но из разговоров с ней, мечта о таких путешествиях была давней.

2. Насколько оправдались мои ожидания? «Мои ожидания оправдались на все сто!!! Все ребята похода оказались дружными, открытыми и приятными в общении людьми. Но с нами ездили еще и студенты разных учебных заведений. Они тоже как дети, также веселятся и шутят».

Ксения уже вошла в возраст активного полового созревания, и, вполне естественно, что главным центром внимания для девушки в этом походе были студенты Павел, Василий и Дмитрий – общительные, спортивные и с достаточно хорошо воспитанные.

3. Что нового для себя я вынесла из этого похода? Чему научилась? «Этот поход был первым для меня. Я с большим удовольствием наблюдала за детьми, которые катаются на каяках. Но когда я сама села в каяк, то просто испытала невероятные ощущения!!! Для меня это было необычным и казалось, даже недосягаемым, но оказалось, что это совершенно не так».

Действительно, когда непосвященный ребенок впервые видит таких же как он детей на бурной воде в каяках, то возникает вполне естественное уважение к этим ребятам. «Невероятные ощущения» Ксения испытала, сев на каяк в первый день похода на совершенно спокойной воде. Конечно, сразу управлять маленькой лодочкой у Ксении не получилось, что совершенно естественно. Но важно было попробовать, чтобы что-то для себя понять.

4. Опиши наиболее интересные события. «Самым интересным событием за всё время стало массовое купание. Сухим из воды никто не вышел. Хоть за руки, хоть за ноги, но тебя всё равно затаскивали в воду. Это было так классно!… Поначалу в воде холодно, но зато потом солнышко греет и становится очень тепло. Я была рада!!!»

Это массовое купание действительно было очень ярким событием похода. И является ярким примером того, что самые простые, импульсивные, специально не подготовленные события могут становиться для кого-то кульминацией всего похода (лагеря, сбора и пр.)

5. «Я хочу сказать огромное спасибо Дмитрию Вячеславовичу за то, что он пригласил меня в этот поход. Главное, что я осталась очень довольна и полна впечатлений!»

Для руководителей такие слова благодарности многого стоят.

Семен (14 лет)

1. Что я ожидал от этого похода? «Уезжая из Хабаровска на речку  Яурин, я ожидал увидеть спокойную речку, со слабым течением, со скучными пейзажами и скучными людьми».

Также как и для многих, это поход-сплав для Семена был впервые. Почему у мальчика были такие ожидания возможно только предполагать. Возможно, период подготовки к походу совпал с одним из кризисных периодов подросткового возраста. Или Семен так шутит?

2. Насколько оправдались мои ожидания? «Но оказалось всё наоборот. Бурное течение, расчески, шиверы и бочки – все эти прелести сопровождали нас в течение всего сплава. Люди оказались здесь добрыми и отзывчивыми, в общем замечательными. Во время всего похода никто из нас не кричал друг на друга, не дрался и не хвастался своими успехами. Пейзажи здесь оказались просто неотразимыми. Мой отец художник, и я очень огорчился, что его со мной не было. Наши руководители вежливые и заботливые люди, всегда готовые прийти на помощь. Но были и негативные моменты – не самая лучшая погода. Большую часть всего похода шли дожди, было мокро и сыро».

Семен один из немногих, кто в качестве негативного отмечает не самую лучшую погоду. Большинство ребят к окончанию похода о ней уже не вспоминали. В день отъезда (день ответов на вопросы) стояла солнечная погода. Семен, в который раз утверждает нас в том, что короткие моменты напряжения, преодоления препятствия в сознании ребенка  оставляют наиболее глубокий след, чем события спокойные и размеренные. Нельзя сказать, что река Яурин является бурной – это таёжная река с иногда встречающимися участками шивер второй категории трудности. Поскольку, их преодоление оставило наиболее яркие эмоции, то и в целом река воспринимается именно так.

3. Что нового для себя я вынес из этого похода? Чему научился? «Через холод и воду наш коллектив сплотился ещё больше. Да и я натренировал свой характер и силу духа. Во время похода я научился работать сообща, разжигать костер с одной спички, ходить на катамаранах и преодолевать на каяке шиверы и бочки».

Конечно, за один поход натренировать характер и силу духа невозможно. Но то, что мальчик сам для себя делает акцент на том, что преодоление трудностей воспитывает эти черты уже хорошо. Приятно, что Семен отмечает сплочение коллектива в деятельности и трудностях. Действительно, к окончании похода уровень сплочения нашей туристской группы стал выше. Хочется отметить поэтичность многих высказываний Семена.

4. Опиши наиболее интересные события. «Самыми интересными событиями похода были преодоление шивер. Когда мы сплавлялись по реке, каждый из нас менялся местами на судах –  кто был до обеда на катамаране, а после обеда садился в каяк, и наоборот. Настала и моя очередь сесть в каяк. Я сел в каяк и поплыл по течению. Был теплый и солнечный день. Я наслаждался пейзажами, когда ко мне на катамаране подплыл Дмитрий Вячеславович и сообщил, что впереди шивера. «Что такое шивера?» – спросил я. «Шивера – это хаотичное нагромождение камней в русле реки», – ответил Дмитрий Вячеславович. Я представил себе немного бурлящую воду и пару больших камней. Но когда мой каяк зашел за поворот, то «сердце моё ушло в пятки». Передо мной предстала такая картина. Большие волны ударяются в десятки камней, половина которых находиться под водой. Я уже собирался затабанить, но вспомнил китайскую мудрость: «Только тот побеждает тигра, кто встречает его лицом к лицу». Набрав максимальную скорость я «влетел» в первую волну. Мне показалось, что я подлетел. Пройдя первую волну, я удивился еще больше. Прямо передо мной появился камень. Мои руки сами начали работать, как ветряная мельница, и, перегребя с левой стороны, мой каяк плавно обошел препятствие. Затем волна, еще одна, еще и еще, камень, волна, катамаран Дмитрия Вячеславовича резво скачущий по волнам. Но, наконец, я почувствовал, что волны утихают и мои пальцы, чуть-чуть не сломавшие весло, постепенно расслабились. Почувствовав облегчение, мой нос каяка устремился по течению дальше в неизвестность. Вот так я познакомился с шиверой».

Семен весьма точно описывает напряжение человека, впервые оказавшегося в подобной ситуации. На момент написания этого текста проживание трудной ситуации произошло у Семена минимум два раза. Первый раз при прохождении шиверы в каяке, второй раз непосредственно при написании этого рассказа.

5. «Я хочу сказать огромное спасибо организаторам этого похода, Михаилу Михайловичу за вечную и лучезарную улыбку, Дмитрию Вячеславовичу за помощь и поддержку в трудных для меня ситуациях,  моим друзьям за моё отличное настроение, Балдохе (одно из имен языческого бога Солнца), который работал по возможности в полную силу, девчонкам за то, что радовали мои глаза своей красотой, старшим товарищам за неунывающее настроение, вкусные обеды, завтраки, ужины и отличные песни с гитарой. Большое всем спасибо!»

Богдан (12 лет)

1. Что я ожидал от этого похода? «Я ожидал от этого похода новых ощущений и получения новых навыков. Я думал, что весь поход будет светить солнышко».

2. Насколько оправдались мои ожидания? «Насколько оправдались мои ожидания? Все ожидания оправдались в лучшую сторону, кроме солнца, потому что почти всегда лил дождь».

Для нас несколько странно, что никогда не унывающий Богдан, отмечает, что было мало солнца и много дождя. Возможно это потому, что он один из самых младших (только закончил пятый класс), и, несмотря на свою очень хорошую физическую и интеллектуальную развитость всё же остается ребенком, которого это пока ещё огорчает.

3. Что нового для себя я вынес из этого похода? Чему научился? «Я научился сплавляться по реке и делать примус».

Богдан впервые сел в каяк буквально два месяца назад, в конце апреля. По нашим прикидкам из этого мальчика может получиться неплохой гребец-слаломист. Спортивные данные у него действительно очень хорошие. И поход этот для Богдана первый а жизни. С изготовлением «примуса» из чурки все ребята столкнулись впервые. Будем надеяться, что они запомнят несложную технологию изготовления этого изделия, способного в определенный момент стать источником тепла и света.

4. Опиши наиболее интересные события.

а) «Игра в карты ночью при свете фонаря. Играли без правил, без разбора, и вне очереди ходили».

Очень по мальчишечьи 🙂

б) «Прохождение шивер на каяках: были огромные валы, завораживающие бочки, иногда очень подкусывало, и я ни разу не перевернулся».

Богдан также как и другие ребята наиболее запомнившимися отмечает моменты преодоления препятствий.

5. «Я хочу сказать, что поход был супер. Всё было очень весело. На шиверах я получил много адреналина. Но большой минус это дождь и большое время отсутствия солнца. Было много мокреца и комаров. Зато была замечательная днёвка: на ней не было ни дождя, ни сырых дров. Там  было много саранок, мы сходили в магазин, тренировались на шивере, а сейчас мы едем домой».

Богдан второй раз отмечает отсутствие солнца и дождь, значит, действительно это его сильно огорчало. Однако общее настроение мальчика на момент завершения похода является позитивным.

Лёня (10 лет)

1. Что я ожидал от этого похода? «Я ожидал от этого похода: найти новых друзей, научиться лучше кататься на каяке и стать скромнее».

Леня появился в клубе в начале своего третьего класса. По окончании третьего класса он пошел в этот поход. Про таких говорят ­– весьма социализированный ребенок.  Ребенок далеко не идеальный, но очень открытый, а иногда до слёз ранимый. Очень быстро умеет находить слабые места у людей и начинает ими  манипулировать. Всегда имеет своё мнение и готов его отстаивать, причем часто совершенно бесстрашно, не взирая, кто перед ним находится. В своём юном возрасте имеет претензию на лидерство, подчиняться готов только психологически более сильному. Редко когда скучает, может сам находить себе занятие.

Лёня отмечает важные для себя ожидания. Детям с претензией на лидерство действительно трудно рядом иметь близких друзей, но потребность в этом есть. На каяке Леня уже что-то умеет делать, но малый рост пока многого не позволяет. Из лодки  видна лишь голова и руки. Со скромностью у ребенка действительно есть проблемы и Леня это понимает и отмечает как свой недостаток.

2. Что нового для себя я вынес из этого похода? Чему научился? «Я вынес для себя дружбу ребят и умение помогать».

Жизнерадостный и общительный Ленька, при всём своём наборе самых разных черт, некоторые из которых нейтрализуются средой группы, дорожит добрым к себе отношением. Самому Лене во время похода многие помогали, так как он был самый младший и самый маленький, по всей видимости, именно помощь ему со стороны других ребят он и отмечает. Это очень хорошее качество – ценить  помощь других людей.

3. «Я хочу сказать всем ребятам, что это замечательный спорт, и я вам всем советую заниматься этим спортом».

Весьма позитивное завершение восьмидневного похода десятилетним ребенком без наличия в походе родительской опеки. 

Наталья (13 лет)

1. Что я ожидала от этого похода? «Мои ожидания были связаны с тем, что я найду новых знакомых, а те люди, которые были просто знакомыми, станут друзьями; что я узнаю, что такое походные условия, как в них выживать и находиться в обществе туристов; как грести и как преодолевать препятствия на катамаране, хотя и не очень сложные для опытных туристов».

Наташа очень прилежная ученица в школе. Девочка очень хотела пойти в этот поход. Однако, когда она ещё в апреле спросила разрешения у родителей, мама была категорически против. Наташа стала ходить на наши тренировки на городских прудах и лишь благодаря настойчивости девочки, в конце мая мама вышла с нами на разговор, во время которого вопрос об участии ребенка в походе был решен. Желание у ребенка действительно было очень сильным.

2. Насколько оправдались мои ожидания? «Мои ожидания оправдались полностью».

Это не только слова написанные, это прослеживалось и по настроению Наташи, и по тому, как она вела себя во время похода, что говорила.

3. Что нового для себя я вынесла из этого похода? Чему научилась? «Я научилась ставить палатку и многим другим вещам, которые должны выполнять все. Общество туристов очень дружное, каждый всегда поможет другому в любой момент, да и люди тут очень хорошие. Я научилась в какой-то степени управлять катамараном и преодолевать шиверы на нём. Так же я тренировалась грести по течению и против него, обходить камни и другие препятствия на воде».

Любое дело, которое поручалось девочке или за которое она бралась, практически всегда выполнялось без нареканий. Если что ей было неясно, она спрашивала. Отдать должное воспитанному родителями в ней трудолюбию и ответственности. Поскольку в течении двух месяцев до похода Наташа тренировалась на наших прудах управлять каяком, то и в этом походе она достаточно времени проводила в маленькой лодке. Был и переворот во время её сплава на каяке в нижней части одной из шивер, и испуг при неправильном выходе из лодки (девочку заклинило в перевернутой лодке), после которого ей нужно было время, чтобы этот испуг пережить. Только через день на днёвке Наташу уговорили снова сесть в каяк для тренировки на шивере.  Но об этом она не пишет. Очень приятно, что девочка отмечает дружные отношения среди ребят, потому что в школьной жизни Наташа весьма замкнута, несколько закомплексована и школьный круг общения у неё весьма ограничен.

4. Опиши наиболее интересные события. «Наиболее интересное событие – это преодоление последней Аланапской шиверы. Со стороны она выглядела пострашнее чем другие. На ней много бочек и разных камней и там очень сильное течение и высокие волны. Вот мы подъезжаем к началу шиверы, становится страшнее  и мы выходим на волны. Впереди камни… И холодная вода… Несколько камней мы преодолели, я пытаюсь грести, но боюсь, что меня выкинет с катамарана и из-за этого я хватаюсь за него одной рукой. Последний камень нам дался довольно сложно. На слив с него мы заходили боком, а это опасная ситуация. Дмитрий Вячеславович пытается развернуть лодку, и я с остальными девочками начинаю грести. Хорошо, что мы успели развернуть лодку, и она вошла носом на следующий вал. Когда мы плыли через валы, я подлетела и схватилась за катамаран. Это было весело!…»

Экипаж катамарана: Наташа  и Аня (обе закончили 6 класс), Катя (закончила 5 класс) и Дмитрий Вячеславович. Совершенно ясно, что по физическим силам экипаж достаточно слабый, однако девочки за время похода научились читать воду и весьма неплохо  управлять судном, получая при этом удовольствие. Наташа отмечает чувство страха, которое она испытывала, увидев шиверу, когда катамаран с экипажем подплывал к ней. Напряжение перед этой шиверой чувствовалось у всех юных водниц. Во время работы на шивере девочки, отдать им должное, действительно хорошо гребли и  выполняли из всех своих невеликих сил все команды капитана-руководителя. Когда препятствие прошли, даже было некоторое удивление: что, уже всё? Ну и конечно восторг! Приятно видеть, когда ребенком преодолевается препятствие и какое он потом чувствует удовлетворение!

5. Я хочу сказать… «Я  хочу сказать большое спасибо всем участникам, Михаилу Михайловичу и Дмитрию Вячеславовичу за их веру в то, что я преодолею любые препятствия и что они всегда меня готовы научить и сплавляться, и не бояться течения реки. Поход мне очень понравился. Места на речке Яурин очень красивые, да и природа удивляет! Я с радостью съездила ещё бы в любой поход!»

Василий (21 год), спустя несколько дней и без взрослых комментариев. 

«Спасибо за этот поход всем, это было действительно неописуемо! Пытаюсь передать эмоцию, полученную в походе, но ни один текст не может передать того, что я сейчас ощущаю, оказавшись в дали от реки, костра, палатки и гитары. Долго ли продлится этот ступор? Ничего меня не радует, я просто хочу вернуться туда, хотя бы на часок.

Хочу еще раз услышать байку о кладбище староверов, надеть на гитару каподастр и послушать про ту самую «Аляску», которую уже два часа просит спеть начинающий каноист. Хочу есть недосоленный обед или молочную кашу на завтрак, пусть даже без изюма. Скинуть двух подружек в холодную реку и наслаждаться их пронзительными воплями, вызываемых пятнадцатиградусной водой. Пройти мимо бесхозно лежащего гидрика, сшитого для лилипута и знать, что хозяину сегодня он точно не нужен. Ощутить неожиданный индейский массаж на спине и начать готовиться к довольно глупому вопросу или утверждению, который не заставляет себя долго ждать. Увидеть улыбку проходящей мимо пятиклассницы со сверкающими глазками. Объяснить носовым гребцам, что нельзя оттолкнуть катамаран не намочившись. Посмотреть «сороконожку», в которую играет соседний кат с шестью гребцами. Очень и очень хочу еще раз вспомнить наставление: «Главное, Вася, это крен», – и уйти с этими мыслями в оверкиль (в переворот) на каяке. Было бы просто супер получить заряд весёлого облучения, которое, стабильно, изо дня в день преследовало всех нас. Посмотреть на уплетающую ужин девушку, которая принципиально не ела после 18:00 буквально пару дней назад. Услышать задорный смех лукавого озорника пятиклассника. Почувствовать приятное прикосновение тихой девушки с разноцветными волосами. Ой, как хочется услышать ругань Стаса и успокаивающие речи Лёхи. Опять помочь в чём-нибудь Вике. И ощутить в левом боку подтверждение того, что в двухместной палатке должно спать действительно не больше двух человек.

Но пройдет и этот временный ступор, многое забудется, а остальное сольется в единую яркую эмоцию моего сознания под названием Яурин-2009″.