Проект «Экология речи учителя»

Первого июня 2018 года стали известны результаты  первого конкурса Президентских грантов 2018-го года, в котором наш проект «Экология речи учителя» стал победителем. Нам очень приятно, что поднятая нами проблема  и пути её решения  в круге нашего влияния, который мы всё время стараемся расширять, оказались замеченными  и оцененным  жюри, состоящем из независимых экспертов.

Социальная значимость проекта: Проблема претензии в речи учителя актуальна, поскольку неумение педагогов формулировать свои высказывания без использования языка претензии пагубным образом влияет на качество образования, рождает множество проблем во взаимодействии с детьми и их родителями, формирует негативное отношение учеников и их родителей к отдельным педагогам, а также самой образовательной организации.
Если рассматривать проблему претензии шире, то можно увидеть, что претензия – это повсеместное явление. Ей грешат и пассажиры в общественном транспорте друг к другу, и родители к детям, и дети к родителям, прохожие к дворникам и коммунальным службам, дворники к прохожим и пр., и пр.
Главная идея проекта – язык претензии не только неэффективен, но и работает в первую очередь против того, кто является источником претензии.
Учителя работают с детьми, и от того, что они вкладывают в свою речь, в том числе зависит то, какими от них выйдут в большую жизнь их ученики.
Современные дети отличаются от тех детей, что были 20 и 30 лет назад, и язык взаимодействия с этими детьми должен быть иным. Как минимум он должен быть более экологичным. И тогда множества школьных проблем не будет.

С презентацией проекта Вы можете познакомиться по ссылке

На этой странице мы представляем Дневник нашего проекта

Так же, с информацией о ходе нашего проекта можно познакомиться:

Дневник проекта «Экология речи учителя»

12 октября 2018.  12 октября в КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей» состоялся первый тренинг проекта «Экология речи учителя».

Когда мы с администрацией Центра предварительно договаривались о тренинге, я попросил, чтобы было человек 15-17. Каково же было мое удивление, когда мне сообщили, что будет 23 человека. Ну вот столько педагогов захотело принять участие в тренинге! Ну, что ж, исходим из тех реалий, которые у нас есть!

Итак, время 10.00, зал готов, участники собираются, записываются в листе регистрации. Действительно 23 человека. Начинаем работать. Вначале нашей работы, после знакомства есть у нас такой ритуал: мы определяем правила нашей работы в тренинге. Их формулируют участники и в завершении я озвучиваю свои правила. Одно из моих правил – «Доживать до конца тренинга». И объясняю, почему важно не уходить, ну как минимум, потому что в конце проявляется самое основное из всего тренинга. А мне как ведущему, конечно же хочется, чтобы количество участников на выходе было равно количеству на входе. При этом я сам, конечно же понимаю, что ситуации у людей могут быть самые разные, что тренинг этот для людей бесплатный, и кто-то обязательно уйдет. Все-таки четыре часа – это немало. Во время перерыва на «чай-кофе с печенюшками» ко мне подошло несколько человек, извинились, что им надо идти. Да конечно же, я все прекрасно понимаю, ведь то, что мне хочется, это мне хочется, а у людей свои ситуации. Поэтому к окончанию «дожило» восемнадцать человек (на заключительной фотографии с сертификатами я+шестнадцать участников+два фотографа)

Так получилось, что первый тренинг проекта «Экология речи учителя» мы проводили с педагогами дополнительного образования. Т.е. с людьми, чья модель коммуникации с учениками отличается от школьных учителей, в их речи претензии к ученикам (претензия — основной феномен, относительно которого идет работа на тренинге) на порядок меньше, чем у школьных учителей. Соответственно работа с педагогами дополнительного образования – это сравнительно безопасная территория, что весьма благоприятно для «вкатывания» (как говорят спортсмены-лыжники) в проект.

Практически с самого начала я почувствовал, что работа пошла так, как она должна была идти, что все хорошо, что интерес к содержанию тренинга есть. В самом конце, завершая тренинг, я сказал участникам, что мне очень приятно, что то, что волнует меня, волнует и многих других педагогов.

Представляем вашему вниманию некоторые отзывы участников во время заключительной рефлексии.

Михаил Сергеевич: Наш мир наполнен претензиями, поэтому нам необходимо научиться по возможности их недопускать. Но это не всегда получается. Поэтому необходимо научиться контролировать претензии как исходящие от себя, так и идущие в адрес себя. В условиях реальной жизни, главное, научиться не доводить претензии до конфликта и уметь находить компромиссы.

Марина Валерьевна: Я полюбила свою работу еще больше, потому что у учителей относительно этого вопроса все гораздо хуже. Претензия в речи педагога ДО имеет место быть в том случае, если гордыня берет верх над здравым смыслом. Я взяла на вооружение метод «Я-высказывания» — можно улучшить отношения с окружающими и провести саморефлексию своих ощущений от какой-то ситуации.

Анастасия Олеговна: Как жить без претензии? Контролировать себя, разумно жить, учиться самообладанию. Уметь замечать свои претензии и избегать в дальнейшем такого. Уметь все перевести в шутку вместо агрессии и претензий.

Нелли Александровна: Обалденно! Никогда не задумывалась, что претензия – это гордыня! Что претензия направлена на саморазрушение! А я разрушать себя не хочу!

Евгения Александровна: Впереди глубокий самоанализ: чаще ставить себя на место тех, к кому имеешь претензии (семья); Остался незакрытым вопрос: как вести себя с начальником, у которого корона, и он считает, что ты всегда ему обязан, т.е. у него к тебе всегда претензии.

Ольга Лазаревна: Претензия не на личность ребенка, а на поступок. Может не претензия, а замечание… Не задумывалась раньше, в чем разница – претензия к ребенку или к поступку. Очень понравилась подсказка про то, как я расстроилась по поводу поступка ребенка, что он меня огорчил. Порой некоторые фразы вовремя не приходят на ум! Как хорошо вы сказали, что ребенок – это ребенок, а не «недоросший взрослый». Внесли ясность, что мы (взрослые) ведущие, а дети ведомые.

Ольга Федоровна:  С претензией нужно уметь справляться, их замечать в своей жизни. Справляться с претензией, значит сделать шаг в своем развитии. Иногда помогает чувство юмора, умение посмеяться над своей претензией.

Ирина Анатольевна: Претензия. Как жить без неё? Спокойно! Постоянный титанический труд над собой: самовоспитание, самоконтроль, любовь и уважение к ближнему. Необходимо воспитывать силу воли, силу духа! Необходимо быть выдержанным, не срываться по пустякам! Надо научиться быть всегда «над ситуацией». Надо быть сильным! Претензия – это слабость! Претензия – это саморазрушение!  Моя эмоция от тренинга – «пять с плюсом», так как я много почерпнула для себя. Я увидела свои ошибки и знаю, как их исправить. Дмитрий Вячеславович, огромное спасибо!!!

____________________________________________________________

10 октября 2018 г. Всё! Все, что необходимо для нашей тренинговой работы закуплено. Можно начинать. 12 октября у нас первое тренинговое мероприятие. Оно пройдет с педагогами дополнительного образования в КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей»

____________________________________________________________

14 сентября 2018 г. В каких-то школах с директорами удается сразу договориться о дате проведения нашего тренинга «Экология речи учителя. Претензия». Но вот в школе № 33 Хабаровска, директор, уважаемый Владимир Николаевич Скоробогатый,  неделю назад меня попросил выступить перед учителями и лично их пригласить на тренинг.  Оно и понятно, так учителям становится ясно, куда их зовут, кто с ними будет работать и вообще о чем там пойдет речь. Вот сегодня такое выступление перед учителями и состоялось, а каждый учитель получил буклет-приглашение на тренинг.

predstalenie_proekta_SOSH_33_14092018_5 predstalenie_proekta_SOSH_33_14092018_3
 predstalenie_proekta_SOSH_33_14092018_1  predstalenie_proekta_SOSH_33_14092018_6
 predstalenie_proekta_SOSH_33_14092018_4  predstalenie_proekta_SOSH_33_14092018_2

Буклет-приглашение

_____________________________________________________________

7 сентября 2018 г. Первого сентября официально стартовала реализация нашего проекта.  Занимаемся решением организационных вопросов: встречаемся с директорами учреждений, где будем реализовывать проект, уточняем даты. Сейчас начало сентября и у директоров жаркое время: сдача отчетов на начало учебного года.  Да еще и выборы 9-го сентября губернатора края и мэра, а в их школах избирательные участки. Им вообще не до нас. С кем-то удается все решить сразу, кто-то просит решить этот вопрос на будущей неделе. И мы их прекрасно понимаем.

Деньги на счет поступили, поэтому выписываем счета на оплату всего того, что будет необходимо для нашей работы. Основной работы никто не отменяет, поэтому приходиться  решением всех этих вопросов заниматься вне своего рабочего функционала. И не все и не везде делается сразу. В какой-то организации сразу удается получить счет на оплату  и бланк договора, где-то процедура затягивается, и ты понимаешь, что какое-то время мне придется приезжать в заведение, у которых будем приобретать товар безналом, несколько раз. И как жалко времени! Но, таковы правила игры. А в нашем случае и в нашей теме: мы учимся жить так, чтобы претензии становилось как можно меньше. И важно её не пускать в себя. Вот и учимся 🙂 Да все хорошо)))

___________________________________________________________

24 августа 2018 г.  проект «Экология речи учителя»,  реализуемый при поддержке фонда президентских грантов,представлен на Первом дальневосточном форуме молодых педагогов. Верин-Галицкий Дмитрий Вячеславович в рамках пед-стопа рассказал об идее проекта, о его социальной значимости.  Никто из пришедших на эту встречу не остался равнодушным. А разве Вас оставили бы равнодушными вопросы: Насколько наша речь экологична? Насколько экологична речь учителя? Что влияет на экологию речи? Как наша неэкологичная речь влияет на окружающих и на нас самих?  Почему важно учителю работать над экологией своей профессиональной речи? Что такое претензия и почему она является сильнейшим фактором неэкологичности речи. Так же на встрече участники увидели, как можно в коммуникации с учениками обходиться без претензии.

1_24082018 2_24082018
 3_24082018  4_24082018
 5_24082018  6_24082018

____________________________________________________________

23 июля 2018 г. Ура! Ура!  Подписан договор о реализации нашего проекта «Экология речи учителя» с Фондом президентских грантов!Начинаем работать!

____________________________________________________________

2 июня 2018 г. Для информационного сопровождения проекта «Экология речи учителя» на нашем сайте создана страница Проект «Экология речи учителя»

____________________________________________________________

1 июня. 2018 г. Стали известны результаты  первого конкурса Президентских грантов 2018-го года, в котором наш проект «Экология речи учителя» стал победителем.
Победитель конкурса

Комментарии запрещены.