Тренинг «Экология речи учителя»

(Аннотация)

Специфика учительского труда предполагает периодическое повышение квалификации на курсах при институтах развития образования.
Но проблеме экологии речи учителя на этих курсах места не отводится.
Стоит констатировать, что в коммуникации между учителями и учениками нередки конфликты. Яркие примеры, которые были освещены в СМИ только за 2017 год по городу Хабаровску: случай от 13.11.2017 в МАОУ «Гимназия №3» – конфликт учеников с учителем музыки ( https://www.dvnovosti.ru/khab/2017/11/13/74516/   ); случай от 07.12.2017 в МБОУ СОШ № 56 – конфликт учеников с учителем истории,  https://www.dvnovosti.ru/khab/2017/12/07/75695/ ).
Конфликты часто начинаются с высказываний в форме претензии, в основе которой, лежит недовольство одной из сторон в адрес другой стороны.
Стоит констатировать, что качество речи учителей в образовательных учреждениях далеко от совершенства. Одним из важных её недостатков является наличие в ней высказываний в форме претензии к детям, их родителям, администрации своих образовательных учреждений, своему государству.
Основным «приемником» этой речи учителей являются дети – ученики этих учителей. Язык претензии совершенно не мотивирует учеников ни на учебную работу, ни на хорошее отношение к конкретным учителям, ни к самой школе.
Мы уверены, что если бы языка претензии в речи учителей было бы меньше, то и количество негативных оценок школы тоже стало бы меньше, а само взаимодействие учителей и учеников стало бы более экологичным.
Наш тренинг «Экология в речи учителя» для учителей средних общеобразовательных учреждений направлен на то, чтобы осмыслить проблему использования в речи учителей высказываний в форме претензии, а также непродуктивность самого феномена претензии и задать вектор на устранение претензии из речи участников данной образовательной программы.
Данный тренинг возник в 2017 году и первыми его участниками стали две тренинговые группы учителей МБОУ СОШ № 32 г. Хабаровска по 15 человек в каждой. Наш тренинг трансформационный. Отклики участников показывают, что за 4 часа тренинга запускается процесс осмысления качества их профессиональной речи на предмет наличия в ней языка претензии, а так же происходит осознание необходимости личностного изменения, направленного на избавление от различных проявлений претензии в речи не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
На тренинге работа построена таким образом, что участники не просто слушают ведущего, но и в процессе общения с ведущим, выполнения заданий, публичного представления своей работы, своих рассуждений – проживают тему. Именно формат тренинга, а не семинара или лекции, дает опыт практического применения и отработки новых навыков, поэтому времени для проведения данного тренинга необходимо 4 часа.
Проект нацелен на то, чтобы педагогическая речь педагогов – участников данной образовательной программы, становилась более экологичной. В этом и состоит его социальная значимость.
Педагогом-тренером проекта является Верин-Галицкий Дмитрий Вячеславович – по основному месту работы учитель МБОУ СОШ № 32 г. Хабаровска, педагогический стаж 28 лет, учитель высшей квалификационной категории (2005, 2010, 2015), педагог дополнительного образования детей, Победитель национального проекта «Образование» (2009), председатель конфликтной комиссии МБОУ СОШ № 32 г. Хабаровска. Автор публикаций в журналах «Народное образование», «Воспитательная работа в школе», «Социальная педагогика» и др. Муж, отец троих детей. Автор и ведущий web-сайта «Стать Человеком» http://статьчеловеком.рф/  Мотивирующий педагог и детско-родительский коуч педагогического проекта «Рука-в-Руке»

http://статьчеловеком.рф/ruka-v-ruke/verin-galitskiy.htm

http://статьчеловеком.рф/ruka-v-ruke/