В чем особенность коучинга с родителями, детьми и подростками?

Коучинг – это технология работы с клиентом, в которой коуч, путем задавания вопросов инициирует мыследеятельность клиента, которая в свою очередь приводит его самого к  ответу на свой запрос. В коучинге есть правило: клиент сам знает ответ на свой вопрос, только ему необходимо помочь этот ответ найти.

Коучинг – это не психологическая техника, здесь нет работы с подсознанием клиента, его психикой, нет «копания» в его детстве для выявления причин того, что происходит с ним сейчас, нет  и прочих психологических методов работы. Всю информацию для работы коуч получает из «открытого источника» – от самого клиента в форме ответов клиента  на открытые вопросы коуча.

Открытые вопросы – это вопросы, на которые отвечать необходимо развернутым текстовым ответом. Закрытые вопросы предполагают ответы «Да» и «Нет». Закрытых вопросов в коучинге стараются избегать.

Коучинг – это не консультация, во время которой клиент получает от консультанта рекомендации как ему поступить или ответ на свой вопрос. Результат традиционных консультаций – это чужое мнение, вероятность воплощения которого в жизнь невелика, пусть даже это мнение будет трижды правильным.

Еще одно правило коучинга: ценность имеет только то, к чему клиент пришел сам. Полученный во время коуч-сессий результат – это в первую очередь результат клиента, поэтому и ответственность за дальнейшую реализацию полученного результата – это ответственность клиента. Но поскольку к результату своей мыследеятельности клиент пришел сам, то и ценность этого результата для клиента является более значимой, чем от традиционного консультирования. Соответственно воплощение в жизнь этого результата становится более вероятной.

Коучинг в настоящее время широко используется там, где требуется мыслительное напряжение для получения результата. А там, где существует активная работа мысли, часто возникают ситуации, в которых думающий человек начинает «рулить не в ту сторону», а соответственно впоследствии может начать совершать практические шаги, которых совершать не стоит.  Или наоборот,  есть ситуация, из которой надо «вырулить», а как это сделать непонятно.  Коуч не решает жизненную задачу, или задачу в управлении, или задачу в бизнесе за клиента, он лишь помогает проявить клиенту те его скрытые ресурсы, которые он мог бы использовать для  получения результата, и помогает ему выстроить стратегию дальнейших действий. По желанию клиента коуч может его сопровождать и координировать  во время практических шагов с помощью инструментов коучинга.

Еще одно важное правило коучинга: сохранение коуч-позиции. Что такое коуч-позиция? Это принятие ситуации клиента «как есть», без личного к ней отношения, без навязывания клиенту своего мнения, без прямых подсказок. Это отстраненная, нейтральная, беспристрастная и неосуждающая позиция, позиция наблюдения со стороны.

В чем же всё-таки отличие взрослых коуч-сессий от коуч-сессий с родителями, детьми и подростками?

В целом идея и правила остаются теми же. В чем же отличие?

Когда взрослый клиент приходит к коучу, как правило он знает, чего он хочет и готов работать с коучем на пути достижения поставленной цели. Когда ребенка или подростка родители приводят к коучу (едва ли дети идут к коучу сами), как правило они понятия не имеют, для чего их сюда привели, в их жизни их всё устраивает итак. И от того, насколько профессионально коуч сможет прояснить ситуацию и соотнести её с запросом родителей, во многом зависит результат всей работы

В коучинге детей и подростков особую роль играют сами родители, от которых идет запрос и  которые приводят своего ребенка к коучу. Коуч работает не только с ребенком, но также в полной мере работает и с его родителем или обоими родителями отдельно от ребенка и вместе с ним. При необходимости коуч к работе может подключать других близких ребенку людей.

Безусловно, чтобы эффективно работать с родителями, детьми и подростками в технологии коучинга, важно иметь не только хорошую базу психолого-педагогических знаний детского и подросткового возрастов, опыт педагогической работы с детьми, но и, поскольку работа во многом затрагивает организацию мыслительной деятельности как основания тех или иных поступков и поведения ребенка в целом, необходимо иметь представление о фазах развития головного мозга и тех мыслительных процессах, которые этим фазам соответствуют.

Как правило коучи взрослых с детьми и подростками не работают. Для работы с детьми и подростками необходимы не только педагогические знания и опыт, знания психологии детского и подросткового возраста, знания об особенностях мыслительных процессах, происходящих в головном мозге ребенка в разные периоды детства, но и личное отношение коуча к Детству как к очень важному этапу в жизни человека, который значительно влияет на всю его дальнейшую жизнь.

 Каждый человек имеет свои ценности и понимание о том, что правильно в этом мире, а что неправильно. Не исключение и коуч. Если коуч видит, что запрос, с которым к нему пришли родители находится в сильном противоречии с его картиной мира, его представлениями о правильном-неправильном, о нравственном-безнравственном, и он понимает, что сохранять коуч-позицию он не сможет, он вправе отказаться от дальнейшей работы с этим клиентом.

Вернуться на страницу «Индивидуальная работа с родителями, детьми и подростками по запросу родителей».

Комментарии запрещены.