Руководитель детской туристской группы: каким он должен быть

Верин-Галицкий Д.В. «Руководитель детской туристической группы: каким он должен быть». Журнал «Народное образование». Москва. 2007, № 3, С.97-101
Представленный ниже текст — первоначальный вариант статьи, без редакторской правки журнала «Народное образование»

Как спорт, спортивный туризм – это чисто российское, точнее советское явление. В спортивном росте в этом виде можно дорасти до звания Мастера спорта Международного класса. И, несмотря на «международный класс», это исключительно наш, российский, вид спорта. Соответственно и детский спортивный туризм – это исключительно наша национальная воспитательная технология, причём технология уникальная. Технология, в основе которой  лежит деятельность интересная, деятельность активная, деятельность, которая формирует очень важные человеческие качества. И за этой деятельностью стоят педагоги, которых их воспитанники, будучи уже взрослыми, помнят всю жизнь. В чём же особенность педагогов, способных организовать такую деятельность?

Абсолютно каждый человек, который считает себя педагогом, должен  понимать (к сожалению, не все понимают), что он человек публичный и его самого и его работу оценивают, причём оценивают самые разные категории (дети-воспитанники, их родители, коллеги, чиновники, управляющие образованием и пр.). Вполне естественно, что далеко не все субъективные оценки претендуют на истину, но не учитывать их, мы просто не имеем права. Ведь именно из этих оценок складывается стереотип со знаком «плюс» или «минус». Совершенно очевидно, что эти стереотипы отличаются от образа (в смысле модели) принятого в обществе учителя, педагога («он такой должен быть, но он такой есть»).

Для того, чтобы минимизировать количество отрицательных оценок в свой адрес, каждому педагогу необходимо очень чётко себе представлять образ–модель человека своей профессии и стремиться к соответствию этому образу. Но для этого совершенно необходимо критически оценивать всю свою деятельность, всю свою коммуникацию «учитель-ученик» и соотносить себя с этим образом, с этой моделью. Что на самом деле не так просто.

Если с представлением об учителе в нашем обществе всё более-менее понятно, и с педагогами дополнительного образования «земных» специализаций (работающих в рамках учебных комнат) тоже, то со специалистами в области такой сферы дополнительного образования как детский туризм дело обстоит несколько иначе.

Руководитель детской туристской группы – это на сегодня достаточно редкая специализация (не будем останавливаться на причинах, которые привели к тому, что российский детский спортивный туризм имеет малое количество грамотных педагогов), и на сегодня внятного представления  о том, каким должен быть руководитель детской туристской группы нет.

Казалось бы, если это педагог, то он должен соответствовать модели (стремиться к соответствию) педагога, учителя.

Если этот педагог занимается туристической деятельностью с детьми, то он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к руководителям туристических групп. С этими требованиями можно познакомиться в таких книгах как: Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. Москва. Физкультура и спорт. 1981 г.; Лукоянов П.И. Зимние Спортивные походы. Москва. Физкультура и спорт. 1988 г.;  Школа альпинизма. Начальная подготовка. Составители П.П. Захаров, Т.В. Степенко. Москва. Физкультура и спорт. 1989 г.

Казалось бы, изучай и становись таким, каким должен быть.

Однако, не всё так просто. В книге «Педагогика школьного туризма» Ю.С. Константинова и В.М. Куликова (Москва. Федеральный Центр детско-юношеского туризма и краеведения. 2002 г.) отмечено «Учителя мало только научить разнообразным туристским премудростям, его ещё надо воспитать, привить вкус к педагогике туризма … самое главное – суметь организовать ощущение полезности походов, совместной с детьми радости путешествий». Совершенно верно, но скорее его надо не воспитать, а вырастить. Воспитывать взрослого человека очень и очень сложно. А вот вырастить, чтобы он из ничего стал чем-то, это задача, пожалуй, и более сложная, но вместе с тем и результат её выполнения будет более качественным. Закономерность заключаются в том, что вырастить его можно только из его детства. В чём же эта закономерность? Чтобы стать хорошим детским туристским руководителем, совершенно необходимо пройти эту школу будучи ребёнком, учеником (есть конечно прецеденты, когда классными (в смысле очень хорошими) руководителями становились без своей детской школы, но таких случаев единицы, и лучше чтобы это было), тогда на многие моменты туристской жизнедеятельности и непосредственно воспитания детей такой педагог будет смотреть из себя. У него в его детском опыте это (или что-то похожее)  уже было. Это очень важно.

Конечно, руководитель детской туристской группы должен соответствовать требованиям, предъявляемым и к обычному педагогу, и к руководителю взрослой спортивной туристской группы. Но при этом не будем забывать, что детский коллектив и коллектив взрослых туристов – это совершенно два разных мира, и способы руководства ими, если и в чём-то схожи, но в основном, совершенно различны.

К сожалению, в изданной в разные годы в нашей стране литературе по детскому туризму нет внятной модели человека, который должен руководить детским туристским коллективом. Почему-то этому не уделялось особого внимания, либо авторы полагали, что если обычного педагога вооружить знаниями в туризме, этого будет достаточно? Но это совершенно не так. Ведь человек, который совершает категорийные походы со своей детской группой (а это походы I–III категории трудности), готовит их к участию в туристских соревнованиях, должен обладать качествами и опытного туриста, и тренера, и детского психолога, и организатора «внеклассной работы» и пр. и пр.

Следует заметить, что термин «детский спортивный туризм» так же практически в прошлые годы не использовался, не используется он и сейчас. Использовались термины «детский туризм», «школьный туризм», «детско-юношеский туризм», «туристско-краеведческая работа», «туристско-краеведческая деятельность». И под ними понималось всё: и походы выходного дня, и туристские спортивные походы, и краеведение, и экскурсии. Но экскурсия в другой город или в соседний со школой Краеведческий музей и поход третьей категории сложности, это не равнозначные мероприятия с точки зрения непосредственно воспитания, социализации, взросления ребёнка. А так же с точки зрения усилий эмоциональных и физических, затраченных самим педагогом и его воспитанниками.  То есть получалось, что формально детского спортивного туризма не существовало? Однако это не так. И походы серьёзные с детьми и соревнования по туристскому многоборью самых разных рангов вплоть до российского уровня проводились и проводятся.

Теперь давайте попробуем определиться с термином «детский спортивный туризм». Детский спортивный туризм – это один из компонентов туристско‑краеведческой работы с детьми в системе дополнительного образования, в котором доминирующей является деятельность, связанная с проведением категорийных спортивных походов I, II, III категории трудности и участием в соревнованиях по спортивно-туристскому многоборью различного ранга.

Всё это было и есть. Почему до сих пор эта категория туристско-краеведческой деятельности остаётся в тени? Всё очень просто. Детский туризм как спорт связан с риском. Причём с риском не в условиях города. С риском, где вся ответственность лежит только на педагоге, который руководит детской туристской группой. Риском, где вся надежда у участников туристской группы только на самих себя. Риском, когда реальной помощи ждать неоткуда. И это те, кто управляет образованием (директор школы, чиновник управления образования и далее по иерархии) прекрасно понимают. Понимают они и то, что «если вдруг, не дай бог…» что произойдёт с группой юных туристов, к которой они имеют пусть и не непосредственное, но отношение, то у них лично будут проблемы. А какой чиновник желает проблем? Вот и получается, что, несмотря на воспитательную ценность детского спортивного туризма  реальной помощи от государства (а государство на сегодняшний день мы понимаем как класс чиновников) можно не ждать. И дело здесь даже не в финансировании, которого, кстати, и нет (мы не говорим о краевых и областных Центрах детского туризма, которые более-менее поддерживаются за счёт государственного финансирования), а в элементарном страхе, который живёт внутри большинства людей управляющих нашим образованием на неосознанном уровне. И в такой ситуации будет делаться всё, чтобы не высвечивать детский спортивный туризм как отдельное направление, потому что оно связано с риском. С детским риском. И спортивный туризм будет прятаться за словами «туристско-краеведческая деятельность».  А энтузиасты-педагоги как работали без поддержки, находясь в тени, так и будут работать.

Для чего нам было важно определиться с термином «детский спортивный туризм»? Именно доминирующий вид деятельности и должен определять требования к руководителю детской туристской группы.

У тех же  Ю.С. Константинова и В.М. Куликова  относительно готовности педагога заниматься с детьми туризмом отмечено: «Фактически требуется глубокая переработка сознания, воспитание педагогически верного подхода к детскому туризму, понимания его смысла, места и значения в системе обучения, воспитания и развития ребёнка». Однако, авторы «Педагогики школьного туризма» выстраивая свою модель построения туристской работы в школах нашей страны,  не дают психологического портрета человека, который должен заниматься этой деятельностью, который может и имеет право ей заниматься.

Кто же он такой руководитель детской туристской группы? Каким он должен быть?

Мы попытаемся сформулировать основные требования к такому педагогу и представим качества, которые у него должны присутствовать. Это своеобразная модель руководителя детской туристской группы.

Итак, руководитель детской туристской группы, это, прежде всего, педагог, который любит своё дело, любит природу, дружит со спортом, является хорошим организатором туристической работы и способен вести за собой. Если этот взрослый действительно значим для ребёнка, то его воспитательное воздействие на ребёнка будет максимальным. А значимый взрослый в условиях туристического кружка или клуба, а особенно в условиях туристического похода очень многое может сделать для взросления ребёнка как воспитатель, как учитель.

Детский туризм, это та сфера, в которой наставник является тем, кто несёт круглосуточную ответственность не только за здоровье, но и за жизнь своих воспитанников. Здесь достаточно всевозможных опасностей и рисков, и полностью о них может иметь представление только сам руководитель. Несмотря на то, что всего предусмотреть невозможно, но руководитель детской туристской группы должен действительно предусмотреть всё как перед выходом на маршрут, так и во время него. Причём, во время похода ему необходимо просчитывать все свои действия и действия группы на несколько шагов вперёд.

Руководитель детского туристического объединения, как правило, это педагог дополнительного образования или школьный учитель, у которого кроме внутренней потребности заниматься детским спортом и определённой культуры, есть ещё и отношение к этому делу как к работе, есть должностные обязанности педагога дополни­тельного образования и огромная моральная ответственность за тех детей, которые у него занимаются. Ведь туризм – это не кружок кройки и шитья, где вся коммуникация «учитель – ученик» строится только в рамках учебного класса. Здесь надо обладать талантом держать в поле зрения всех и всегда, где бы группа не находилась, доверять и брать на себя ответственность за это доверие.

Если рассматривать формально, то демократических принципов в руководстве детской туристической группой быть не может. Решения принимает только руководитель, и только он несёт всю ответственность за них. Однако подобное жесткое требование не исключает не только возможности, но и необходимости создания в объединении ситуации, когда проявление инициативы должно быть не только желательным, но и обязательным. Если ребята, не почувствуют, что их мнение является значимым, что их не только слушают, но и слышат, то их участие в этом коллективе будет не долгим. Поэтому руководителю необходимо определить для себя и ребят поля ответственности, которые не только предполагают возможность инициативы, но и учат элементарной субординации:

  • в каких ситуациях  решение принимает только руководитель;
  • в каких ситуациях руководитель прислушивается к рекомендациям участников и принимает решения с учетом этих рекомендаций;
  • в каких ситуациях решения принимают сами участники коллегиально и несут за них ответственность;
  • в каких ситуациях решения принимает один участник, которому делегированы некоторые властные полномочия и он несёт ответственность за принятие этих решений;
  • где и когда инициатива  возможна, а где надо быть послушным исполнителем.

Причин этому несколько. Во-первых, руководитель не всё и не всегда должен делать сам. Если рассматривать туризм как школу воспитания и взросления, то, не выполняя заданий, не принимая решений, не неся ответственности и не работая в коллективе невозможно взрослеть. Если руководитель, руководствуется правилом: ребята ещё маленькие и многого они не умеют и не знают, – то коэффициент полезного действия такой «школы взросления» будет минимален. Во-вторых, активное включение в жизнедеятельность группы каждого ребёнка работает на сплочение группы, на создание коллектива. В-третьих, руководитель должен понимать, что «он ответственен за всех и за всё», и попусту растрачивать силы, где необходимости в этом нет, он не имеет права.

Теперь давайте посмотрим на некоторые качества руководителя детского туристического объединения, которыми руководитель взрослой туристской группы может и не обладать. К личности руководителя детской туристской  группы предъявляются особые требования, он должен обладать такими качествами как:

а) способность брать на себя ответственность;
б) обладать организаторским талантом;
в) быть детским психологом;
г) быть системообразующей фигурой в объединении;
д) быть сильным (обладать  большой нравственной силой);
е) быть энергичным;
ж) быть эрудированным;
з) быть опытным туристом;
и) быть властным;
к) быть харизматичным.

Рассмотрим указанные качества подробнее. Четкой границы между многими приведёнными качествами нет, все они очень тесно переплетены друг с другом.

а) Особенность работы руководителя детской туристской группы от других специализаций в дополнительном образовании в том, что ему периодически приходится оказываться в ситуации, когда ответственность за жизнь и безопасность детей – это не только слова в приказе по образовательному учреждению, но это реальная ответственность, которую в городских условиях далеко не все и не всегда принимают должным образом.

Человек, который берёт на себя ответственность за жизнь и безопасность детей не может не быть учителем, учителем в туризме, в жизни, в общении с людьми. Такова уж специфика – слишком подолгу приходится сосуществовать взрослому и детям на одном поле, слишком просвечиваем он для детских глаз, которые очень быстро определяют, кто ты есть на этом свете. Здесь нет полутонов, здесь «или – или». Или ты человек и ты настоящий педагог, тогда за тобой пойдут и в огонь, и в воду, или… Или не пойдут. Пусть это не кажется высокопарным, так должно быть всегда(!), когда есть ответственность за жизнь и безопасность других людей, особенно если это дети.

б) Детский туризм – это не только тренировки, походы, соревнования, это ещё и так называемая «внеклассная» жизнь. Это праздники, совместные дни рождения, выпуск настенных газет о походах и соревнованиях, в которых принимали участие, ведение альбома-истории клуба (кружка, объединения), сочинение «книг» о походах и т.д. Но всё это не появится само собой, эту жизнь надо организовать. А для этого нужно как минимум клубное помещение (пусть и не очень большое) и организаторский талант руководителя. Этот талант должен быть обязательно!

Каких то рецептов, как сделать так, чтобы была эта самая клубная деятельность, наверное, здесь давать смысла нет. Это слишком широкое поле, слишком здесь много всевозможных вариантов, слишком разные по своим психологическим данным все педагоги. То, что подойдёт одному, может не пойти у другого. Кто-то может быть сам очень активно включён в эту «внеклассную» жизнь и является её организатором, другой же создаст ситуацию, когда организаторами станут сами дети и тоже всё будет «крутиться и вертеться». Каждый для себя сам выберет, что ему лучше подходит и если педагог человек ищущий, пытливый, то он найдёт то, что ему необходимо.

Как одно из направлений, которое можно посоветовать, это использование вожатских технологий, методики которых сегодня очень хорошо описаны, их можно найти и в специализированных вожатских отрядах, и на различных вожатских Web-сайтах в сети Internet. Заметим лишь, что высшим пилотажем в такой «внеклассной» работе, которая характеризует очень высокий профессионализм педагога, является такое состояние детского коллектива, когда у окружающих создаётся иллюзия, что всё происходит само собой, без видимого участия самого педагога.

в) Детскому туристскому руководителю совершенно необходимо обладать хотя бы некоторым талантом предсказания поступков каждого ребенка, ему хотя бы немного надо быть детским психологом.

В детской группе, особенно если эта группа длительное время находится в автономном и замкнутом состоянии («как в космосе») непременно возникают трения психологического плана. Причины для этого могут быть самые разные. Руководителю необходимо уметь их вовремя распознавать, и не допускать превращения в широкомасштабный конфликт и самыми разными способами гасить конфликтные ситуации. Это может быть вовремя произнесённая им фраза, это может быть взгляд, от которого не спрятаться, это может быть рефлексия ситуации с отдельным ребёнком, групповая рефлексия и т.д.

Очень многое в воспитании походом зависит от того, насколько эффективно руководитель использует такой приём как обсуждение и анализ ситуации, прошедшего дня, всего похода. Причём в подобных рефлексиях должны принимать участие все участники. Обсуждение должно не только происходить «по факту», но и предполагать различные возможные ситуации, оно должно работать на опережение ситуации, которая может возникнуть в будущем. И для каждого должно стать ясным, что это делается потому, что мы «играем в слишком серьёзные игры». Но конечный итог этих групповых рефлексий лежит далеко за пределами проходящего в этот момент похода.

При определении заданий для ребят, руководителю необходимо учитывать характер (темперамент, мобильность реагирования, способность работать в группе и т.д.) отдельных участников, их симпатии друг к другу, чтобы работа была сделана быстро, качественно и «малой кровью», т.е. без конфликтов и с наименьшей затратой сил.

Нельзя забывать и быть готовым к тому, что в походе может возникнуть ситуация, когда внезапно могут закончиться продукты и наступит голод. Этого не должно быть, но к этому надо быть готовым. Причиной наступления подобной ситуации может стать, например,  ночной паводок, который унёс два-три рюкзака, в которых были продукты. Все спали в палатках, а продукты «ушли». Либо другая аналогичная ситуация.

Руководитель очень четко должен себе представлять, что он сам не должен стать источником паники и как ему предотвратить панику среди детей.

В любой туристской группе, взрослой или детской, как правило, всегда возникают микрогруппы по 2, 3, 4 человека по взаимным интересам, по взаимной симпатии. Эти микрогруппы были всегда. Хотя бы потому, что один ребёнок приходит в детское объединение обычно не сам по себе, а потому что там занимается его приятель из класса, с одного дома. Отличие принципиальное детской туристской группы от взрослой в том, что детская туристская группа – это достаточно длительное образование. Ребята проживают в весьма стабильном коллективе два, три, четыре года. И если Серёжа пришел за Пашей, вовсе не значит, что он будет через полгода с Пашей. Скорее всего, у него появятся другие привязанности.

Конечно, кто-то кому-то более симпатичен, кто-то менее. Но прелесть объединения детей в туристскую группу в том, что, проживая длительное время на одном пространстве, ребята учатся нормальной человеческой коммуникации, учатся принимать достоинства и недостатки других, учатся смотреть на себя со стороны.

г) Руководитель должен помнить, что он является системообразующей фигурой в детском коллективе, которым он руководит, и должен понимать, что от его культуры, от правил, которые он устанавливает, зависит вся жизнь детской группы. Он является источником экзистенциального нажима, т.е. его воспитанники овладевают его языком, не осознавая того, усваивают нормы поведения.

Как правило, на создание сплочённого коллектива взрослых туристов могут уходить годы. При этом происходит так называемый «естественный отбор» – кто-то уходит, а кто-то приходит. Со школьниками это сделать проще и быстрее. Причин этому немало, но одна из них заключается в изначальных установках декларируемых руководителем, которые кем-то будут приняты и человек остаётся, нет – он уходит. И декларация это вовсе необязательно должна быть озвучена, хотя какие-то моменты её должны произноситься постоянно и являться аксиомами. Декларирование это может быть в самом поведении руководителя и ребят, которые у него занимаются, которые с ним уже ходили в походы. Это то, что называется внутренней культурой группы, которую должны принять новые её участники.

д) Детский туристский руководитель должен быть сильным. Здесь речь не идёт о большой физической силе, хотя выносливости и физической силы у него должно быть достаточно. Мы говорим о нравственной силе. Дети очень чутко реагируют на слабость взрослых. Для них руководитель в походе это и мама, и папа (во всяком случае, он должен ими быть). И, прежде всего, он взрослый (просто взрослый). А взрослый в детском восприятии не должен быть слабым. Иначе он не взрослый. Ну, такие они! У них всё гипертрофированно и совершенно нет оттенков серого. Всё только или… или… Либо черное, либо белое. Поэтому, как только появляется что-то похожее на слабость и нерешительность руководителя, может возникнуть трещина в вере в него, а в походных условиях может начаться паника. Если есть проблема у руководителя, то лучше уйти в сторону с кем-то из тех, с кем действительно можно обсуждать серьёзную ситуацию, поговорить, обсудить её, попытаться найти выход, успокоиться. Но делать это надо так, чтобы юные участники по возможности не почувствовали напряжения.

е) Очень важным качеством руководителя  должна быть его энергичность. Это одно из условий, которое привлекает ребят, особенно мальчишек, в данный детский коллектив. Важно помнить, что спортивный туризм – сфера, в которой приходиться иметь дело с различными проявлениями природных стихий. И руководитель должен обладать мощным потенциалом, чтобы в нужное время в нужном направлении поворачивать сложную ситуацию, с честью выходить из неё и выводить из неё своих воспитанников.

Говоря об энергичности, нельзя не сказать о том, что все мероприятия, которые руководитель проводит со своими детьми, должны быть активными, насыщенными, яркими, а не вялотекущими. Ведь только когда есть активная деятельность, есть интересная жизнь.

ж) Чтобы обладать авторитетом, руководитель должен быть эрудированным человеком. Он должен быть интересен не только как турист, но и как человек, как собеседник. Ведь туризм – это не только преодоление препятствий, это и неформальная коммуникация, это жизнь в окружении других людей, это неспешный разговор взрослого с ребёнком, которого так не хватает современным детям. Ведь не  секрет, что общение родителей со своими детьми подчас исчисляется минутами в сутки. Но что бы разговаривать с детьми, надо иметь то, о чем с ними разговаривать. Не может человек называться учителем, если он идёт к ребёнку только со своим школьным предметом. В багаже должно быть ещё что-то. Вот это «что-то» детям просто жизненно необходимо. Они ждут этого от взрослого.

Наивысший пилотаж такого неспешного разговора – когда руководитель может говорить с детьми о ценностях. Ведь понятия дружба, любовь, верность, честность, честь, достоинство, толерантность  живут вне времени. А в современном мире, когда на неокрепшие детские души свалилась суррогатная псевдокультура, которая на эти вопросы не то что не отвечает, но и мир человеческих отношений перевернула с ног на голову. Задающим вопросы детям приходиться в потёмках искать на них ответы. И очень важно, чтобы рядом был взрослый, с которым можно об этом говорить, которому можно доверять. А для того, чтобы это происходило, взрослому самому необходимо начинать этот разговор, самому выходить на него и выводить на него детей.

з) Несомненно, руководитель детской спортивной туристской группы должен быть опытным туристом, за плечами которого большое количество самых разных походов и соревнований. И это аксиома. По-другому быть просто не должно. Ведь туризм – это предмет самого педагога. И как учитель математики должен знать математику, так и руководитель детской туристской группы должен знать свой предмет на оценку «пять с плюсом». Как минимум потому, что этот род деятельности связан с человеческими жизнями и ошибок быть не должно.

и) Можно много дискутировать относительно того, должен ли руководитель быть властным. Обязательно должен. Наверное, нет необходимости оговариваться относительно патологичности некоторых людей в отношении использования своей власти над другими. Мы всё же говорим о нормальном педагоге. Быть властным, это значит, что команда или распоряжение руководителя сразу без дискуссий принимается к исполнению. И исполняется.

Если же этого нет, распоряжения выполняются нехотя, с уговорами, то где гарантия, что в сложной ситуации, когда на распоряжения необходимо будет реагировать быстро, читать движения, взгляды, понимать с полуслова, это произойдёт? Не произойдёт.  Выше уже говорилось, что демократического стиля руководства в детском туризме в принципе быть не должно. И только потому, что вся ответственность лежит только на одном человеке, коллективной ответственности здесь нет и быть не может. Поэтому такая составляющая портрета детского туристского руководителя как быть властным, очень значима.

к) Другая составляющая власти – это харизматичность руководителя. В условиях детского туризма невозможно быть властным, если ты не обладаешь достаточной степенью харизматичности. Здесь власть может быть только властью примера. Власть руководителя будет принята не только на формальном, но и на неформальном уровне, если он сам представляет из себя образец человека, которому хочется подчиняться, кому хочется подражать, чей опыт хочется принимать.

Набор представленных качеств, конечно же, можно критиковать, можно дополнять. Скорее эта модель имеет мужское лицо, в меньшей степени женское, поскольку составлена педагогом мужчиной. Это всего лишь один из возможных вариантов. Это модель. Модель, которую стопроцентно достичь каждому педагогу невозможно. Да и не нужно. Это образ, на который надо ориентироваться, к которому стремиться и не более того. Естественно, что руководители детских туристских групп – это совершенно непохожие друг на друга люди, разные люди, во многом они неповторимы. Кто-то притягивает к себе юных туристов одним, кто-то другим. Какие-то качества у одних будут доминировать, а у других наоборот будут преобладать другие качества. Но у любого, кто берётся за дело детского спортивного туризма должно быть главное качество, главный талант – способность вести за собой.

Тех, кто занимается профессионально детским спортивным туризмом (не в смысле зарабатывания средств, но в смысле профессионального отношения к делу) очень не много, как правило, это фанаты своего дела, которые делают ту работу, которая, к сожалению, сегодняшним обществом не востребована, но она очень нужна. Ведь от того, какими выйдут из школы сегодняшние подростки, зависит то, как мы будем жить через десять-пятнадцать лет. А детский  спортивный туризм ­– это всего лишь одно из направлений всей системы внешкольного образования, направленной на формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, физической культуры, активной жизненной позиции, нравственной культуры, любви к своей Родине. А, как известно внешкольная воспитательная работа, как и всё образование, мгновенных результатов не приносит, они отсрочены. Но люди живут сейчас. Приходится констатировать тот факт, что за последние пятнадцать лет очень много классных специалистов ушло из сферы детского спорта и туризма, остались единицы. Эти уже не уйдут, а новые с такой государственной политикой государства в области школьного и внешкольного образования появятся вряд ли. сожалению, сегодняшним обществом не востребована, но она очень нужна. Ведь от того, какими выйдут из школы сегодняшние подростки, зависит то, как мы будем жить через десять-пятнадцать лет. А детский  спортивный туризм ­– это всего лишь одно из направлений всей системы внешкольного образования, направленной на формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, физической культуры, активной жизненной позиции, нравственной культуры, любви к своей Родине. А, как известно внешкольная воспитательная работа, как и всё образование, мгновенных результатов не приносит, они отсрочены. Но люди живут сейчас. Приходится констатировать тот факт, что за последние пятнадцать лет очень много классных специалистов ушло из сферы детского спорта и туризма, остались единицы. Эти уже не уйдут, а новые с такой государственной политикой государства в области школьного и внешкольного образования появятся вряд ли.

2006 год

1. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. Москва. Физкультура и спорт.1981 г.

2. Лукоянов П.И. Зимние Спортивные походы. Стр. 176–183. Москва. Физкультура и спорт.1988 г.

3. Школа альпинизма. Начальная подготовка. Составители П.П. Захаров, Т.В. Степенко. Стр. 113–117. Москва. Физкультура и спорт.1989 г.

4. Ю.С. Константинов и В.М. Куликов. Педагогика школьного туризма. Стр. 86. Москва. Центр детско-юношеского туризма и краеведения.2002 г.