Поверьте, это возможно!

Образование – это совокупность обучения и воспитания, однако современные реалии таковы, что акцент общего среднего образования сделан на обучение (подробнее об этом см. http://статьчеловеком.рф/?page_id=1190 ). Воспитания как передачи ценностного опыта от старших младшим с каждым годом в школьном образовании становится всё меньше и меньше, а современное образование практически уже лишилось ценностного фундамента. Это очень опасно, поскольку человек, наделенный компетенциями[1], и не являющийся носителем культуры своей страны, исторически сложившейся системы ценностей, не обладающий патриотическим сознанием[2], рефлексивной оценкой происходящего вокруг него очень легко поддается программированию. Расхожее мнение, что воспитывать должны родители – не более чем отговорка для оправдания бездеятельности государства в этом направлении, родители, безусловно, должны воспитывать, но беда в том, что многие современные родители сами уже являются продуктом воспитания беспредела 90-х годов. Чему они могут научить?

Весьма часто «воспитательные» школьные мероприятия при более близком рассмотрении, являются не столько воспитательными, сколько псевдовоспитательными, какбывоспитательными, вроде бы что-то есть, для галочки, а реальный педагогический эффект либо ничтожный, либо нет его вовсе. Многие современные школы очень «умело» внешкольную работу строят на средства родителей. Как правило, такие мероприятия имеют смысл развлечений, причем развлечений не из дешевых. Удобно педагогам (собрали деньги и поручили работу профессионалам – «массовикам-затейникам»), удобно профессионалам (они при деле и при заработке).   Особенно этим грешит начальная школа. Кого только воспитывают такие массово-развлекательные мероприятия? Кого-то воспитывают, но вот только кого? Уж точно не высоконравственных людей, и точно не патриотов своей страны и едва ли они учат дружбе, порядочности, верности, патриотизму? Так чему они учат? Потусить? Так современные дети и без школы этому научатся.

Имея уникальный опыт воспитания в истории педагогики нашей страны, мы очень усердно его похоронили. Потому что с позиции сегодняшнего дня (или того, кто в этом очень заинтересован) это не тот опыт и  не те ценности.

Учителя всё меньше и меньше поднимают перед детьми вопросы товарищества, дружбы, любви, патриотизма, порядочности, верности, совести, потому что они не в тренде, а т.н. современные тренды иные – успешность, предприимчивость, конкурентоспособность.  Не  надо обладать способностями провидца, чтобы не понимать, что кардинальный перекос в сторону этих ценностей весьма опасен и для людей, как социальных единиц,  и для государства. Этого перекоса быть не должно. Нельзя строить личное благополучие, экономику и в целом страну пренебрегая человеческим в человеке, иначе основой этого строительства станут ложь, лицемерие, предательство. Есть границы, которые переступать нельзя и должен быть баланс ценностей человеческих (тех, которые делают людей Людьми) и ценностей экономического развития.

Кто бы чего не говорил про новое время, про современные тренды, это лишь отговорки для оправдания педагогической некомпетентности государственной политики в области образования и детского спорта нового времени (с 1991-го года). Детей под себя делают взрослые. И развращают детей тоже взрослые. Подсаживают на наркотик компьютеров, телефонов, планшетов и прочих IT-гаджетов их тоже взрослые. Детям же нужны детские объединения, в которых есть реальная (реальная, а не имитационная!) деятельность, с честными и открытыми отношениями и которых должно быть много.  Детям нужны адекватные взрослые рядом, с правильными нравственными установками, способные слушать и слышать, с ценностями и любовью в душе, а не рублями в глазах, повернутыми лицом к ним и способными вести за собой,

Пустых мест не бывает. Водичка дырочку находит всегда, и то, что не заполняется воспитанием, заполняется человеконенавистнической идеологией (шовинизм, фашизм, расизм, радикальный исламизм и пр.), ленью, наркотиками, табакокурением, алкоголем, IT-оболваниванием, ранними половыми связями, свободными от канонов традиционного общества сексуальными отношениями (групповой секс, однополая любовь и пр.), а если смотреть шире, то всем тем, что направлено на уничтожение Жизни.

Для того, чтобы реанимировать воспитание как передачу ценностного опыта от тех, кто это может передать тем, кому крайне необходимы ориентиры их будущей жизни – нашим детям, на сегодняшний день необходима в первую очередь  настоящая вера в то, что именно этому в первую очередь необходимо учить наших детей, и только во вторую «трендовым» робототехнике и нанотехнологиям. Существо, способное строить роботов, но не имеющего представления о нравственном и безнравственном – человеком назвать можно едва ли, это монстр… А кроме веры необходимы воля и талант взрослых, чтобы передавать этот ценностный опыт детям.

Любая образовательная организация, школа, учреждение дополнительного образования, детская спортивная школа, иными словами любая организация куда приходят дети, может это делать. Какого-то специального оборудования для этого не надо, было бы место, где можно с детьми разговаривать в режиме диалога, потому что эти занятия, которые можно обозначить как педагогические тренинги – это не проповеди, не нотации, это в первую очередь диалог умного взрослого с теми, кто в этом взрослом очень нуждается. Это множество вопросов, на которые взрослый с детьми, все вместе ищут ответы. Не надо считать, что подростки сейчас иные. Ерунда всё это. Всё, что волновало их прежде, волнует их и сейчас, если, конечно же, они еще не совсем ушли из реального мира в мир виртуальный, и их глаза не остекленели. В этом случае педагогической помощи может быть уже недостаточно. А с теми, кто всё-таки пока еще поднимает глаза от своих гаджетов, может быть всё-таки стоит начать разговор о  простых и вместе с тем очень важных и сложных вещах.

Начинаем разговор? Тогда вам на страницу «Тренинги для старшеклассников»


[1] Современная политика в образовании делает ставку на компетенции. Знания,  как один из признаков образованности,  которыми обладает человек, для работодателя смысла не имеют, важны лишь компетенции. Поэтому, одних детей, у кого стартовые возможности получше (голова включается пораньше  и финансовые возможности родителей позволяют) –  в интеллектуальные инкубаторы, всех же остальных в массовые школы – учить компетенциям. Может быть звучит это грубо, но в двух словах  именно это и есть современная политика в области образования в нашей стране.

[2] Не путать с «ура-патриотизмом», ура-патриоты, как правило,   реальными патриотами не являются.

Смотри по теме:

«Педагогический тренинг, как средство формирования у школьников ценностных ориентаций». С.А. Куликова, доцент Московского государственного индустриального университета, канд. пед. наук

Комментарии запрещены.